Будущее. Продолжение

эксперимент Желанное будущееЭксперимент «желанное будущее» совместно с журналом «Наша Психология» продолжается.  Закончился первый этап, с любопытными и неожиданными результатами.

Прочитайте здесь: Кому нравятся наши желания

и обязательно принимайте участие!

И да сбудутся ваши светлые мечты!


Food Game: обновление

Приложение Food Game

Вышло обновление приложения Food Game. Теперь играть еще легче, а эффект — еще сильнее. Серьезно, пообещайте себе 2 минуты (Две минуты) в день играть в любую из игр, и мы гарантируем, что в течение месяца вы съедите заметно больше полезной еды и хотя бы несколько раз уверенно откажетесь от вредной. И немного похудеете, если это актуально.

Скачивайте и пользуйтесь.


Больные шуточки

Джимми КаррНедавнее исследование группы психологов из Австрии (Willinger et al., 2017) показало, что чем выше интеллект, тем больше человек любит черный юмор, шутки на грани и за гранью фола.

Например: «Человек стоит на краю моста, собираясь прыгнуть. Сзади хлопают по плечу: «Котят не захватите»?

Или такие, из репертуара Джимми Карра:
«Вы знаете, не все толстяки веселые.
Некоторые из них — женщины.
Давайте без подколов, ведь у толстушек тоже есть чувства.
В основном, голода.
Но это же просто шутка, чтобы посмеяться.
Я ее как-то рассказал, девушка поднялась и ушла.
Точнее, выкатилась.
Наверное, она обиделась.
Хотя, может, и проголодалась».

Это, пожалуй, самая безобидная шуточка этого комика.

Обычно считается, что такой юмор любят угрюмые и агрессивные люди. Наоборот: эти люди лучше образованы, позитивнее настроены и имеют самый низкий уровень агрессии, в сравнение с другими, которые такие шуточки не понимают и не любят.

Это логично: понимание юмора, а не петросянства, требует когнитивных способностей и умения понимать эмоции и их игру.

Willinger, U., Hergovich, A., Schmoeger, M., Deckert, M., Stoettner, S., Bunda, I., . . . Auff, E. (2017). Cognitive and emotional demands of black humour processing: the role of intelligence, aggressiveness and mood. Cognitive Processing, 18(2), 159-167.


Плацебо на колесах

велосипедистЕсли сказать велосипедисту, что у него «вся спина белая», то он будет вертеться на сиденье, пока не сможет посмотреть. Доверчивые, просто как дети, или, вернее, как и любой из нас.

Одна из техник улучшения спортивных показателей уже настолько хорошо себя показала, что я бы ожидал видеть ее рутинной практикой. Эта техника невинного обмана. Как она выглядит и что с ее помощью можно достичь, показано во многих экспериментах в различных вариациях (например, Stone et al., 2012 ):

Профессиональных спортсменов-велогонщиков в зале, на стационарных велосипедах, просили выжать всё, что они могут, на дистанции в 4,000 метров. Они проделали такое несколько раз и установили свои лучшие результаты. После этого их попросили соревноваться со своим аватаром на экране – с тем, что достиг самой лучшей скорости. Зная, что они уже однажды это сделали, велогонщики не отставали от аватара, и отлично синхронизировались. Психологи их обманули, увеличив скорость этого аватара на 1%. Существенное значение для профессионального спорта.

Больше и популярно о таких экспериментах с невинным обманом – в статье в New York Times (Kolata, 2011). Мне, кстати, нравится и другое – только ты скажешь: «вот это да!», как выясняется, что не все так однозначно. Например, этот эффект при температуре в 30 градусов Цельсия уже не работает (Waldron, Villerius, & Murphy, 2015). Вообще-то практически никогда не однозначно.

Но вспомнил я про этот эксперимент, прочитав новость.

Эритропоэтин (англ. erythropoietin, EPO) в спорте считается допингом, и, в частности, за его использование (хотя и не только его) был дисквалифицирован и низвергнут с пьедестала известный велогонщик Ланс Армстронг (ссылка).

В недавнем голландском эксперименте было показано, что эритропоэтин по эффекту ничем не отличается от плацебо. Работал сам факт инъекции (Cooper, 2017). Представьте, что завтра выяснится, что всё, что принимал Ланс Армстронг, – не более чем плацебо, а он – обычный человек, но все же великий спортсмен?

Так и просится анекдот: умирает тренер по велоспорту и говорит своему олимпийскому воспитаннику: «А помнишь, я давал тебе сверхсильный допинг? Это был обычный магний. А помнишь, ты соревновался со своей тенью? Я ее постоянно ускорял, а тебя ругал, что не можешь догнать сам себя. А помнишь, мы были на сборах, но я вернулся в город на день раньше? В общем, твой сын — мой сын. Слушай, я никогда не хотел тебя обманывать, но, чувак, ты сам всё время давал повод. Кстати, у тебя спина вся белая».

Тем не менее, WADA не собирается исключать эритропоэтин из списка запрещенных веществ. Они отмечают, что если есть хоть шанс, что это работает, то будет запрещено. Но не будем отвлекаться на этически-абсурдный цирк профессионального спорта и допинга.

Мы слишком недооцениваем эффекты плацебо, воспринимая их как странные глюки. Считается, что от плацебо толку мало, возни много, и если хочешь «настоящего результата» – то надо выпить пилюльку. Она, в отличие от неуловимых субстанций психики, сделана из материального и гарантированно работает.

А мы снова и снова убеждаемся, что всё не совсем так. Недавний эксперимент ученых из Университета Алабамы в Бирмингеме касался других любителей колес — студентов (Cropsey et al., 2017). Им давали Adderall – лекарство для снятия симптомов при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, который содержит соли амфетамина. Adderall часто пьют студенты, потому что считается, что он существенно, хоть и временно, улучшает когнитивные способности. В эксперименте студенты сдавали тесты и принимали пилюльку. Им давали плацебо или Adderall, и, в одном случае, говорили правду, в другом — говорили наоборот, в общем, обманывали, как обычно это делают психологи J

Выяснилось уже привычная в экспериментах с плацебо вещь: ожидание зачастую играет куда большую роль, чем материальная субстанция. Когда студенты думали, что принимают Adderall, они лучше справлялись с тестами, независимо от того, что именно принимали. А когда им говорили, что они пьют плацебо, то результаты становились хуже, опять же, независимо от пилюльки. Заметьте, что так хорошо продаваемый в кампусах Adderall не показал улучшений когнитивных способностей сам по себе, объективно.

По-моему, это настолько прекрасно, что заключение неуместно.

Cropsey, K. L., Schiavon, S., Hendricks, P. S., Froelich, M., Lentowicz, I., & Fargason, R. (2017). Mixed-amphetamine salts expectancies among college students: Is stimulant induced cognitive enhancement a placebo effect? Drug & Alcohol Dependence, 178, 302-309. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2017.05.024

Cooper, C. (2017). Flight of fancy? New Scientist, N 3134, 15 July 2017.

Kolata, G. (2011). A little deception helps push athletes to the limit, New York Times, September 19, 2011. Ссылка.

Stone, M. R., Thomas, K., Wilkinson, M., Jones, A. M., St Clair Gibson, A., & Thompson, K. G. (2012). Effects of deception on exercise performance: implications for determinants of fatigue in humans. Medicine & Science in Sports & Exercise, 44(3), 534-541.

Waldron, M., Villerius, V., & Murphy, A. (2015). Augmenting performance feedback does not affect 4 km cycling time-trials in the heat. Journal of Sports Science, 33(8), 786-794.


Все что вы хотели знать о своем будущем

эксперимент Желанное будущееСовместно с журналом «Наша Психология» проводим масштабный научный эксперимент.

Очень рекомендую принять участие, получите уникальные преимущества и знания.

Участвовать.


Нет стереотипам!

Protein WorldС 2018 года в Великобритании реклама, отражающая гендерные стереотипы, может быть запрещена официально (Magra, 2017).

В начале заметки – реклама компании Protein World. Пару лет назад вокруг этой рекламы было много шума. Компанию упрекали в объективизации женщин, и в том, что она заставляет женщин чувствовать себя физически неполноценными в сравнении с нереалистичным телом модели. Body positive — это отличненько, а это — нет..

А это реклама детского питания Aptamil:

Заметили проблему? Если нет – то вам надо задуматься, что с вами не так :). В рекламе же вовсю используется гендерный стереотип: девочка, когда вырастет, станет балериной, а мальчик – ученым. А детское питание этому способствует. Плохая реклама.

Реклама игры для мобильных Game of War:

Тоже плохая реклама, которая говорит зрителю, что большие груди — необходимое условие успешного лидерства. Вот нет у меня таких сисек, и я обижаюсь, потому что понимаю, что не стать мне принцессой, и морально меня это сильно ломает.

Эти стереотипы «ограничивают выбор, стремления и возможности» тех, кто видит рекламу, особенно подростков в поиске своей идентичности, целей и смысла жизни.  Это цитата из специального доклада Британского Управления стандартов рекламы (Advertising Standards Authority). Источник.

Вообще, я считаю это ограничением свободы слова, и глупой затеей во многих смыслах. Это похоже на то, как ведут себя бактерии — они могут укусить и обидеть только кого-то, кто непосредственно рядом. Ничего, что на каждой монете и банкноте в Великобритании — портрет пожилой женщины, чей статус и богатство другие женщины никогда не достигнут, что бы они ни делали, и это ограничивает их выбор, стремления и возможности.

Magra, I. (2017). Britain cracking down on gender stereotypes in ads. The New York Times. July 18, 2017. Ссылка.


Совы, жаворонки и бабушки

ХадзаЕсть гипотеза, которая объясняет, почему люди живут после окончания репродуктивного периода, хотя, казалось бы, с чего бы и зачем? Эта «гипотеза бабушки» утверждает, что люди после окончания репродуктивного возраста, вступив в стадию бабушек и дедушек, помогают выживанию рода, нянчась с внуками.

Ну, это гипотеза, сколько их таких? Но недавно она получила подтверждение (или как бы подтверждение) в виде компьютерной модели — lenta.ru написала про это. А также подтверждение с другой, неожиданной стороны.

Дэвид Самсон с коллегами решил проверить другую гипотезу, гипотезу «часового». Она говорит о том, что в стаде животных всегда есть кто-то, кто не спит и может разбудить остальных в случае опасности. На людях ее специально никто не проверял. И вот ученые отправились в Танзанию, к племенам охотников-собирателей Хадза, которые живут в саванне Серенгети, в небрежно сделанных травяных хижинах. Они спят ночью, не выставляя никаких часовых, часто просто под деревьями, несмотря на то, что в округе обязательно бродят серьезные хищники.

Оказалось, что даже в небольшой групп из 30 человек всегда есть кто-то, кто не спит, в любое время дня и ночи. Самые ночные ребята – это молодежь, которая любит тусоваться допоздна, и старики, у которых уже проблемы с засыпанием. Другие наблюдения за племенами также показывают, что около 10% группы постоянно бодрствует (Сон, который мы потеряли), и это достигается только за счет большого возрастного спектра, иными словами, когда в группе есть все от мала до велика.

Разбросанные по людям титулы «совы» или «жаворонка» — звания, выданные эволюцией для выживания. Любой человек, если он «сова», и его за это упрекают, может гордо сказать, что он охраняет мир, пока тот безмятежно дрыхнет.

На фото — люди Хадза.

Geddes, L. (2017). Why people sleep at different times. New Scientist,  N 3134, 15 July 2017.