Когда мы вспоминаем какие-то события, закрывание глаз помогает сделать это лучше. Проведено множество исследований на эту тему, и вот еще одно (Natali, Marucci, & Mastroberardino, 2012) подтвердило.
Группе детей показывали 11-ти минутный видеофрагмент из старого фильма, который они наверняка никогда не видели. Фрагмент показывает, как три человека, Сонни, Стиви и Сол предпринимают попытку ограбить банк. Стиви нервничает, паникует и убегает. Двое других захватывают служащего банка в заложники. Сонни обнаруживает, что в сейфе почти ничего нет; он хватает дорожные чеки и сжигает регистрационные книги, чтобы не было возможности эти чеки отследить. Дым привлекает внимание прохожего, который заходит в банк узнать, все ли в порядке. Клип заканчивается тем, что Сонни находит спрятавшуюся в туалете девушку по имени Мария.
Сразу после просмотра половине детей дали задание вспомнить и рассказать, что они запомнили. После этого их попросили ответить на 20 вопросов, половина из которых касалась визуальных деталей, а другая – аудиальных. Вопросы такие: В какую одежду был одет кудрявый парень? Что сказал Сонни, бросая пачку денег? Кто открыл дверь женщине с коляской?
Другую половину детей попросили сделать то же самое, но с закрытыми глазами.
Через неделю всех детей собрали вместе и попросили сделать то же самое, снова распределив их на две группы – с открытыми и закрытыми глазами. Распределение было случайным, и не зависело от предыдущего распределения. Таким образом, образовалось четыре группы детей.
Все, что происходило в видеофрагменте и записи детей, было оценено независимыми оценщиками, не связанными с экспериментом. Так делается для точности измерения информации и ухода от влияния участвующих в исследовании.
Вот что выяснилось:
• Дети с закрытыми глазами давали больше правильных ответов и меньше неправильных ответов.
• Дети с открытыми глазами в начале и через неделю показали самые худшие результаты. Даже дети, которые сначала были с открытыми глазами, а через неделю с закрытыми давали больше правильных ответов, хотя и не уменьшили количество неправильных.
• Это важно знать и понимать для судебной практики: показания детей часто являются очень важными доказательствами, которые сложно добывать.
С взрослыми проводились такие же эксперименты, с аналогичными результатами. Так что если вы оказываетесь в ситуации, когда вам надо запомнить информацию, например, при подготовке к экзаменам, или перед важной презентацией: закройте глаза и начинайте вспоминать все, что запомнили.
Natali, V., Marucci, F. S., & Mastroberardino, S. (2012). Long-term memory effects of eye closure on children eyewitness testimonies. Applied Cognitive Psychology, Article first published online: 3 July 2012. Doi: 10.1002/acp.2853.

Вчера было опубликовано очень любопытное исследование о том, как простой тест на ай-трекере может показать ранние признаки болезни Альцгеймера (Crawford et al., 2012).
Продолжая
Если человек самоопределяется как старый, риск определения у него признаков слабоумия вырастает значительно, на 400%. Говоря попросту, это феноменально значительный психологический эффект. Исследование показывает с такой очевидностью, что определение ухудшения когнитивных способностей и состояние самих способностей – вещи разные, и главным фактором является самоощущение человека. Это не значит, к сожалению, что наше самоощущение и есть наш возраст, но, как видите, рациональное зерно в использовании стратегий, о которых мы говорили
Люди культивируют цветы вот уже на протяжении 5000 лет, и, казалось бы, без видимых материальных причин. Одни только эмоциональные причины, и рынок продажи цветов – десятки миллиардов долларов в год. Интересно, что мы слышали множество примеров, как цветы вступают во взаимовыгодные отношения с насекомыми, например, давая то, что нужно пчелам, и получая от них взамен опыление. Есть примеры такого сотрудничества и с птицами. Но с людьми?
Я – скептик, но с пониманием отношусь к умеренной практике суеверий. Так, например, если человек забыл что-то дома, и вынужден вернуться, то одно из суеверий говорит ему посмотреть в зеркало. И я считаю, что это неплохой совет – ситуация показывает, что человек рассеян, не собран, и вполне может не быть готов к выходу на улицу. Возможно, взгляд на себя поможет ему немного собраться.
В первом эксперименте участникам давали задание закатить мячик для гольфа в лунку патером, короткой клюшкой для ударов накатом (putter). Участники были разделены на две группы. Одним говорили – «вот вам мячик, который все используют», а другим – «вот вам мячик, и он очень счастливый». Участники выполняли 10 ударов с расстояния в 1 метр. Экспериментаторы подсчитывали, сколько мячиков закатит в лунку каждый участник. И на графике слева видно, что получилось.
Второй эксперимент был таков: 50 студенткам давали головоломку вроде той, что в начале статьи. В кубике 36 металлических шариков, и манипулируя им, надо поставить их все в 36 лунок. Одной группе говорили, что за них будут «болеть» (по-немецки: den Daumen drücken), второй: «мы за тобой будем смотреть» (условие, похожее по звучанию, но лишенное смысла суеверия), а третьей — «по сигналу – начинай!». И смотрите, как суеверие помогло справиться с головоломкой гораздо быстрее.
Предыдущие статьи из серии: