Есть гипотеза, которая утверждает, что мы как вид отделились от своих предков в африканской саванне, где и прожили несколько миллионов лет. Мы жили небольшими группами, занимались охотой и собирательством. В соответствии с этой гипотезой, ученые предложили, что именно вид саванны будет казаться нам самым родным и привлекательным.
Ландшафт там выглядел и до сих пор выглядит так:
• Открытые пространства низкорослой травы, перемежающейся кустами и небольшими рощами.
• Наличие признаков воды или видимость ее в прямой видимости.
• Возможность просмотра горизонта как минимум в одном направлении.
• Присутствие животных и птиц.
• Наличие как цветов, так и фруктовых деревьев.
Такой ландшафт позволяет увидеть хищников и других врагов, а также дичь, обеспечивает защиту, питание и воду и создает чувство контроля над пространством. Что интересно, нам это действительно очень нравится.
В одном эксперименте ученые показывали пять видов ландшафта разным возрастным группам (8, 11, 15, 18, 35 лет и люди старше 70) и просили и ответить, какое из увиденных мест они хотели бы посетить или жить. Среди пейзажей были: восточноафриканская саванна, пустыня, тропический, хвойный и лиственный леса. Практически никому не нравилась пустыня, а люди старше 15 лет вызывали предпочтение к лиственным и хвойным лесам.
Самые интересные результаты были получены в группе детей восьми лет: они все предпочитали саванну как для жизни так и для посещения. Они никогда не были в подобных местах, и ученые предполагают, что это запрограммированное в мозге предпочтение. Это предположение называется гипотеза саванны. Как только мы взрослеем, нам начинают нравиться и другие пейзажи, в зависимости от места проживания. Эта гипотеза был подтверждена и в других экспериментах. Гипотеза саванны, возможно, — самая романтичная гипотеза в науке, потому что пытается ответить на один из самых интригующих смыслов нашей жизни – поиска своего места, своего дома и желания вернуться к своим корням.
Ученые пошли дальше, и выяснили, что нам также нравится совершенно определенный вид деревьев, именно тот, которые типичны для саванны. Обратите внимание на японские сады. Это – зонтичная акация (Acacia tortilis), дерево, которое вы видели на уроках географии в школе, в фильмах или даже в своих снах. Она — на фото в начале статьи.
Само наличие дерева – индикатор красоты и пригодности: если вы видите растущую акацию, это означает, что в этом месте есть всё, что нужно человеку для жизни.
Наши критерии красоты лица и тела человека, вероятно, запрограммированы. Такая же ситуация и с предпочитаемыми ландшафтами. Когда мы смотри на красивого человека или ландшафт, наш мозг показывает активацию одинаковых регионов. Если в человека нам нравятся большие глаза, полные губы и тонкая талия, то в ландшафте – обещание всех необходимых ресурсов, предсказуемость и свобода. Это позволяет выжить, и эволюция сказала нам, что если это помогает жить и продолжать свой род, то это красиво. Когда мы взрослеем и окунаемся в современную жизнь, эта программа в нашем мозге отчасти корректируется.
Так же, как мы начали заниматься улучшением своего вида с помощью парикмахерского и портновского искусства, косметики, и пластических операций, мы стремимся сделать красивее и среду, в которой мы живем. Обратите внимание, как японские садовники, в погоне за высоким эстетизмом, создают формы деревьев, которые похожи на деревья саванны – места, которого они никогда не видели!
Сады и цветы создают для нас атмосферу богатства природы, которое обещает нам все лучшее, чтобы мы жили, любили и продолжали свой род. Красота – это жизнь, а жизнь – красота.
PS. А у меня, как случайно выяснилось, просто сносит крышу от вида сельской местности южной Англии. Первый раз я заметил это еще в 90-х годах, а позже еще несколько раз ощутил это же — вот стоишь на дороге, смотришь на поля, луга и леса, и чувствуешь себя, как будто вернулся наконец-то домой после столетней разлуки. Последний раз вот стоял и думал: «да что ж это такое-то, твою мать?» Ни российский, ни средиземноморский ландшафт такого эффекта не производит. Странно.
Balling, J. D., & Falk, J. H. Development of visual preference for natural environments. Environment and Behavior, 1982. 14(1): pp. 5–28.
Chatterjee, A. (2014).The aesthetic brain: how we evolved to desire beauty and enjoy art. New York:Oxford University Press.
Han, K. T. An exploration of relationships among the responses to natural scenes: Scenic beauty, preference, and restoration. Environment and Behavior, 2010. 42(2): pp. 243–270.
Heerwagen, J. H., & Orians, G. H. Humans, habitats, and aesthetics. In The Biophilia Hypothesis S. R. Kellert & E. O. Wilson (Eds.). 1995, Washinton, DC: Island Press.
Kaplan, R., & Kaplan, S. (1989). The Experience of Nature: A Psychological Perspective, New York: Cambridge University Press.
Orians, G. H., & Heerwagen, J. H. Evolved responses to landscapes. In The Adapted Mind: Evolutionary Psychology and the Generation of Culture, J. H. Barkow, L. Cosmides, & J. Tooby (Eds.). 1992, : New York: Oxford University Press, pp. 555–580.
Synek, E., & Grammer. K. (1998). Evolutionary Aesthetics: Visual Complexity and the Development of Landscape Preference.
Как вы думаете, почему женщины носят высокие каблуки? Каким образом меняет, и меняет ли, такая обувь прекрасную половину человечества? Если вы ответите на вопрос сейчас, вам интереснее будет узнать неожиданную находку психологов.
озможностях конкурировать с придворными дамами, и, в особенности, с любовницей герцога,
Существует множество объяснений, почему женщины их носят, невзирая на большую вероятность травмы и повреждения суставов, на более высокую цену в сравнении с туфлями на плоской подошве, и меньшую долговечность.
Они пригласили 12 девушек (среднего возраста в 21,6 лет) и попросили их пройтись на беговой дорожке в туфлях на плоской подошве и с шестисантиметровыми каблуками, по 2 минуты. На девушек прикрепили маркеры в разных частях тела и снимали особой камерой, чтобы получить видео, содержащее только движущиеся световые точки (как слева). Пример подобного результата можно посмотреть на
Во втором эксперименте исследователи привлекли уже 120 человек. Дизайн был другой: половина участников видела клипы женщин только на высоких каблуках, другая половина – на плоской подошве. Участников также просили указать, чью походку они видят — мужскую или женскую.
Но главное: высокие каблуки – конгруэнтная эволюционной модели адаптационный трюк. Так, в 80 годы прошлого века в моде были накладные плечи в женской одежде
(как на фото выше), что делало женщин широкоплечими и снижало их женственность. Как результат, они канули в Лету. Сегодняшняя мода на штаны, как на картинке слева – такой же глюк моды, который обязательно исчезнет (и девушке слева даже не помогут высокие каблуки). Мода, по большей части, эфемерна, но мода, которая держится веками, означает что-то действительно важное.
Вот обнаружил написанную давно статью, которую почему-то забыл опубликовать в свое время.
Мы различаем много вкусов: сладкий, горький, соленый, кислый, и умами. Но наиболее чувствительны мы к горькому. На это есть причины – горький вкус ассоциируется с опасностью, так как часто свидетельствует об испорченности продукта или о его токсичности. Поэтому вкус горечи — важный элемент системы выживания человека.
Эта заметка – про поразительную находку, о наших способностях, о процессах, которые в нас происходят, и показывающую, отчасти, кто же мы такие на самом деле.
Выше показаны несколько таких фотографий. В качестве категорий объектов, которые надо было найти, были такие: люди, животные, растения, движущиеся посредством людей предметы, и неподвижные искусственные объекты. Эти категории были выбраны неслучайно: как показывают исследования, обрабатываются эти объекты различными регионами мозга. Размеры и расположение объектов во всех картинках сбалансировано для всех категорий.
Сами эксперименты (а их было 5) проходили так: участнику предлагалось смотреть на картинки, в соответствии с последовательностью и временем, показанным на изображении слева. Цикл повторялся до тех пор, пока участник не нажимал мышкой в том месте, где был искомый изменяющийся объект. Всего каждый участник должен был просмотреть 70 фотографий.
В июле этого года
Это закрытое мероприятие, которое регулярно проводится Edge с участием видных ученых, бизнесменов и общественных деятелей. В этом году участвовали психолог Дэниел Канман (Daniel Kahneman), возможно самый цитируемый из ныне живущих психологов во все времена, с темой о феноменах интуитивного мышления; математический биолог Мартин Новак (Martin Nowak) с темой о эволюции кооперации людей; психолог и лингвист Стивен Пинкер (Steven Pinker) с темой об истории насилия; эволюционный психолог Леда Космидес (Leda Cosmides) с исследованиями архитектуры мотивации; нейроученый Майкл Газзанига (Michael Gazzaniga), рассуждающий о нейронауке и праве; и историк религии Элейн Пэйджлз (Elaine Pagels) с Откровениями Иоанна Богослова. И вот недавно аудио, видео и текстовые записи об этом событии были выложены на
Каждый из нас мог видеть, что происходит с нашими пальцами, когда мы долго купаемся. Как писал Wired (Grossman, 2011), ученые стали больше понимать структуру кожи, которая позволяет абсорбировать большое количество воды, менять при этом форму, но не распадаться и оставаться такой же мощной защитой организма. Понимание этого может быть использовано в создании новых материалов. Однако, а зачем кожа принимает такую форму? Не знаю, как вы, а я сильно об этом не задумывался. Общепринятое мнение – потому что кожа впитывает много воды и от этого меняет так свою форму.