Tag Archives: когнитивные функции

Про паразитов, но уже не только о них

Robert SapolskyНе зря говорят, что когда на биологическом факультете идет тема паразитов, многие изучают это с отвращением, а некоторые, пораженные извращенными манипуляциями этих микроскопических тварей, всерьез увлекаются и становятся паразитологами. Я не хочу стать паразитологом, и, пока не поздно, буду закругляться. Просто вчера мы говорили о кузнечиках, а сегодня я планировал поговорить о рыбах, но не буду. Там творятся не менее чудесные манипуляции.

Эта статья основана на выдержках из интервью и статьи Роберта Сапольски (2003, 2009), известного ученого, посвятившего практически всю свою жизнь изучению приматов и стресса. Он автор таких книг как Why Zebras Don’t Get Ulcers и A Primate’s Memoir: A Neuroscientist’s Unconventional Life Among the Baboons, Monkeyluv: And Other Essays on Our Lives as Animals и The Trouble With Testosterone: And Other Essays On The Biology Of The Human Predicament, и других книг, а также очень интересных лекций, которые я настоятельно рекомендую. Сапольски является профессором биологии Стэндфордского университета и профессором неврологии Стэндфордской Школы медицины.

Для начала, еще несколько поразительных примеров работы паразитов:

Морской рачок прицепляется на спину краба и вводит тому гормоны эстрогена. Эти гормоны делают поведение краба женским, краб выходит на сушу и роет ямку для того, чтобы сделать гнездо и отложить яйца. Понятно, что откладывать ему нечего, а морскому рачку есть, и краб делает титаническую для рачка работу. Это то, что происходит с мужскими особями краба. А с самками происходит то же самое, плюс паразит уничтожает ее яичники, чтобы она не отвлекалась на собственную беременность. Это что мы уже видели ранее – паразитарная кастрация (Sapolsky, 2003).

Оса Ampulicidae, или таракановая оса, жалит таракана в нервный узел в груди, парализуя его на 2-5 минут. За это время оса готовится ко второму укусу, который предназначен уже в голову тарана. Это, помимо прочих вещей, полностью уничтожает у него рефлекс опасности, и, когда он пробуждается после паралича, он уже не пытается убежать или сопротивляться. Затем оса тащит таракана в нору, где она отложит свои яйца прямо в жертву. И организм таракана не отторгнет инородное тело, потому что в укусе содержится вирус, подавляющий иммунную систему таракана.  Когда из яиц вылупятся личинки, они будут есть этого таракана, но так, чтобы он оставался как можно дольше живым.

Но это все у них. А что же у нас, у млекопитающих? Токсоплазмоз.

Испытания, выпавшие на долю Toxoplasma gondii (T. gondii), нелегки. Паразит живет в грызунах, однако половое созревание и размножение он может совершить только в желудочно-кишечном тракте кошки. Паразиту надо, чтобы грызун попал в кошку. Конечно, эту задачу можно решать множеством способов – сделать грызуна вялым или обездвижить его, но токсоплазма подходит к делу творчески.

Если взять лабораторную мышь, чьи 5000 поколений были лабораторными мышами, и познакомить ее с кошкой, просто капнув каплю кошачьей мочи в центр клетки, то мышь забьется в угол. Эта мышь никогда не видела, не слышала и не нюхала кошки, но ее вшитая программа бояться хищника просыпается в несколько миллисекунд и меняет ее поведение. Если эту же мышь заразить токсоплазмозом, она, напротив, будет тянуться и с наслаждением вдыхать запах кошачьей мочи. Этот маленький паразит знает, как сделать так, чтобы тот же самый запах мочи кошки казался мышке привлекательным. Мышь готова нюхать его снова и снова, и теперь ей уже гораздо легче оказаться в животе у кошки. Этот удивительный факт был обнаружен исследователями в Англии несколько лет назад, но с тех пор мало что стало известно о механизме такого изменения поведения, причиняемого паразитом (Sapolsky, 2009).

Лаборатория Роберта Сапольски пытается разобраться в этом механизме. Они установили что, в общем и целом, мышь не меняется – не меняется ее социальное поведение, ее обоняние, ее когнитивные функции, ничего такого, чтобы можно было сказать, что паразит свел ее с ума. Предполагалось также, что токсоплазма каким-то образом влияет на зону мозга, отвечающую за страх, и это делает мышь бесстрашной. Однако и это оказалось неверно. Мышь – ночное животное. Она боится открытых пространств, яркого света, и эта ее система работает безупречно. Каким-то образом токсоплазмоз влияет только на часть пугающих стимулов – запах хищника.

Когда мышь заражается токсоплазмозом, проходит около шести недель, когда паразит мигрирует в нервную систему. Он формирует цисты в мозге, и первоначально казалось, что делает это спорадически, где придется. Более внимательное наблюдение же показало, что цисты формируются около миндалевидного тела (amygdala) – именно того участка мозга, который отвечает за инстинкты страха. Далее эти цисты берут и уничтожают дендриты нейронов в миндалевидном теле. Но не все, а лишь некоторые, меняя схему соединений нейронных сетей. Каким–то образом только фрагмент, отвечающий за страх кошки! Но ведь не просто отсутствие страха перед кошкой, а ее привлекательность для мыши.

Исследование цепи нейронов, отвечающих за страх перед хищником, показало, что она пересекается с другой цепью, отвечающей за сексуальное возбуждение. Когда мы берем нормальную мышь и даем ей понюхать кошачью мочу, мы можем наблюдать типичную стрессовую реакцию. Уровень гормонов стресса повышаются. Зараженная токсоплазмозом мышь не проявляет такой реакции. Цепь страха не активируется, а активируется сеть сексуального влечения. Токсоплазмоз знает, где и как перехватить и изменить эту цепь. И когда самец мыши, зараженный токсоплазмозом, нюхает запах кошки, его яички становятся больше. Ну, вот казалось бы и ответ! Токсоплазмоз переписывает сексуальные влечения мыши и делает кошку привлекательной в сексуальном плане!

Лаборатория Сапольски совместно с коллегами в университете Лидс, Великобритания, стали смотреть на геном токсоплазмы. Вообще-то, люди и эти паразиты когда-то миллиарды лет назад были родственниками. Геном токсоплазмы имеет две версии гена тирозина гидроксилазы. Тирозин гироксилазы – очень важный энзим для производства допамина. Допамин, как вы знаете, это нейротрансмиттер в головном мозге, отвечающий за вознаграждение и предвосхищение наслаждения. Кокаин работает в допаминовой системе. Допамин – это наслаждение, влечение и предвосхищение такого наслаждения и удовольствия. И токсоплазма, оказывается, имеет ген, который есть только у млекопитающих. Который делает этот допамин! Поэтому когда циста токсоплазмы размещается в мозгу мышки, ей только и остается что активировать этот ген, и пустить по захваченным нейронам свежее произведенный энзим для выработки допамина!

Это очень специфично – потому что исследователи стали смотреть на паразитов, родственных токсоплазме – есть ли и у них такое? Оказалось, что нет! У нас, кроме допамина, есть еще и серотонин, ацетилхолин, норадреналин и так далее. Есть ли они у токсоплазмы? Нет. Что насчет других животных? Что делает токсоплазмоз людям? Если токсоплазмозом заражается беременная, этот паразит внедряется в нервную систему плода, и это очень и очень плохо. Это может привести к умственной недоразвитости, эпилепсии или слепоте, или еще перечню суровых заболеваний. Обычный человек, зараженный паразитом, может не ощущать ровным счетом ничего. Болезнь протекает асимптоматично. Скучно, до тех пор, пока циста не захватит нейроны в головном мозге и не включит ген, производящий тирозин гидроксилазы.

Мужчины становятся слегка более импульсивны. Две группы исследователей опубликовали недавно отчеты, что мужчины, зараженные токсоплазмозом, в 3-4 раза более склонны погибнуть в автомобильных авариях вследствие безрассудной езды и превышения скорости. Токсоплазма не имеет никаких особых заданий или целей по отношению к человеку – ей не надо, чтобы нас съели кошки. Похоже, этому паразиту ничего от нас не надо. Зараженные этим паразитом люди ведут себя так, как побочный продукт жизнедеятельности токсоплазмы. Паразита, который знает больше о механизме страха и сексуального влечения человека, чем мы все вместе взятые.

Возьмите вирус бешенства. Он знает больше об агрессии и бешенстве, чем все ученые мира. Он знает, как заставить зараженного им человека скатиться с катушек и пытаться укусить кого-то, чтобы через это укус перейти к другой жертве. И теперь подумайте о том, что это стало известно нам сравнительно недавно, и мы ровным счетом ничего не знаем ни о полном механизме, ни о других паразитах. Можете ли вы утверждать, что наше поведение зависит только от нашего сознательного контроля?

Что же касается инфекции токсоплазмоза у людей, то существует довольно четкая картина его распределения по миру. В тропиках порядка половины населения инфицировано. В более холодных регионах частота заражения ниже. Франция, однако, почему-то имеет высокий процент заболеваний. В развивающихся странах, инфицированность высока, в основном, за счет низких стандартов гигиены.

Однажды, рассказывает Роберт Сапольски (2009), он сидел и изучал документы по токсоплазмозу в госпитале, в котором он работает. Коллеги не слышали о феномене изменения поведения под влиянием этого паразита, и он стал им рассказывать. Вдруг один пожилой врач подскочил и говорит, «Я помню, что когда я был резидентом, и был на практике по трансплантации, опытный старый хирург сказал, что когда забираете органы у погибшего мотоциклиста, обязательно проверяйте органы на токсоплазмоз. Я не знаю почему, но обычно вы найдете там полно этого паразита». Представляете себе такой факт?  И я когда рассказываю эти вещи про токсоплазмоз, зачастую слышу в ответ такие же «Ах! Вот оно как!». Например, девушка знакомится молодым человеком и замечает, что с ним невозможно ездить на машине: он гоняет как полный придурок, и совершает безрассудные маневры. А его мать всю жизнь помешана на кошках и превратила свою квартиру, подъезд и все к нему прилегающее в царство кошек. Я уверен, что и вы теперь сможете либо замечать, либо вспомнить что-то подобное.

Вы можете себе представить позитивную сторону такого изменения поведения? Потому что американские военные, безусловно, увидели. Они официально исследуют токсоплазмоз. И вы теперь понимаете, зачем.

Существует большая литература, показывающая статистическую связь между токсоплазмозом и шизофренией. Не очень большая связь, но есть. Шизофреники имеют более высокий процент инфицирования токсоплазмозом. Предполагается связь между шизофренией у человека и его матерью, которая во время беременности имела кошку.

Уровень допамина очень высок у шизофреников. У грызунов, зараженных токсоплазмозом, также уровень допамина высок. И вот берете вы мышь, которая заражена этим паразитом, и которая сходит с ума от любви к запахам кошки, и даете ей лекарство, блокирующее допаминовые рецепторы – то самое лекарство, которое дают шизофреникам, и мышь становится сама собой.

И каждый раз, когда о токсоплазмозе говорится в прессе, встает образ безумной тетушки, живущей в квартире с 40 кошками.

Sapolsly, R. (2003). Bugs in the Brain. Scientific American, 288(3), 94.

Sapolski, R. (2009). Toxo, Edge, 4 декабря 2009. Retrieved from:  http://edge.org/3rd_culture/sapolsky09/sapolsky09_index.html#video.


Когнитивная скупость

Для начала, решите следующую задачу, и определитесь с ответом до того как прочтете решение:
когнитивная скупость

Адам смотрит на Анну, а Анна смотрит на Алекса.
Адам правша, а Алекс – левша.
Можно ли сказать, что правша смотрит на левшу?

А) Да                    Б) Нет         С) Недостаточно данных.

Это слегка модифицированная мною задача, предложенная Гектором Левеск (Hector Levesque) из Университета Торонто. Эта задача – из интересного пассажа про так называемую когнитивную скупость в статье Становича в журнале Scientific American Mind (Stanovich, 2009).

Автор утверждает, что мы склонны быть максимально скупы в расходовании когнитивных способностей, и, из-за этого, склонны обрабатывать информацию наиболее экономичным способом, даже если это приводит к менее аккуратным результатам.

Так, около 80% людей решает, что правильный ответ в задаче – С, однако правильный ответ А. Посудите сами – если Анна – левша, и Адам, правша смотрит на нее, левшу, а если Анна – правша, то Анна, правша, смотрит на Алекса, левшу. Это тип размышления называется дизъюнктивным – то есть рассматривающим все вероятности. Это затратная штука, и мы занимаемся ею только тогда, когда нас вынуждают. Но если есть возможность избежать мыслить так, например, предложив нам опцию “Невозможно определить, недостаточно данных”, мы тут же стараемся ею воспользоваться.

Stanovich, K. (2009). Rational and irrational thought: The thinking that IQ tests miss. Scientific American Mind, 20(6), 34-39.


Даже незначительное ухудшение памяти с возрастом может быть признаком старческой деменции

мозг354 католических священника, монаха и монахини проходили клинические исследования в течение 13 лет, умерли и подверглись посмертной аутопсии, во имя науки. Целью исследования (Wilson etal., 2010), проведенного Центром по изучения болезни Альцгеймера (Rush Alzheimer’s Disease Center) в Чикаго, США, и опубликованного 15 сентября 2010 года, было изучения роли нейропатологических изменений в головном мозге, сопровождающих старческую деменцию и ухудшение когнитивных функций.

В ходе исследования, у пожилых людей скорость ухудшения когнитивных функций сначала была медленная и постепенная, а затем стремительно увеличивалась (более чем в 4 раза) в последние 4-5 лет жизни, представляя картину прогрессирующей деменции.

Роберт Уилсон, ведущий ученый группы, говорит, что самые первые признаки легкого ухудшения когнитивных функций обычно считаются признаком нормального старения, однако, оказывается, что, фактически, они – признаки прогрессирующей деменции, в частности болезни Альцгеймера. Когда человек вступает в стадию стремительного развития болезни, у него неизменно обнаруживаются посмертно нейрофибрилляторные бляшки – специфическая патология головного мозга, сопутствующая деменциям. В отсутствие таких бляшек, инсультов и других патологий, когнитивного ухудшения не происходит. Это означает, что даже малейшие изменения памяти, которые мы так ласково называем “склерозом”, могут  являться признаком патологий головного мозга, а по сути – медленно прогрессирующей деменции. Это очень важно понять, хотя звучит это сурово: ученые не находят других причин ухудшения когнитивных функций, кроме патологий, относящихся к деменциям и болезни Альцгеймера. Другие факторы, такие как повышенный сахар, курение, отсутствие умственной активности и прочее, влияют на скорость прогрессии заболевания, но не являются причинами.

На сегодняшний день известно немного методов предупреждения ухудшения когнитивного функционирования. Один из них, пожалуй, самый мощный – тренировки мозга, или брейн-фитнес. По всей видимости, специфическая, интенсивная и вариабельная активность мозга, сопутствующая тренировкам мозга, каким-то образом останавливает или существенно замедляет рост патологий. Поэтому, если кто-то чувствует, что память с возрастом становится не такой надежной, как прежде, стоит немедленно заняться ее тренировками. Вероятность того, что память сама по себе станет как прежде, – равна нулю, а то, что в мозгу начались патологические изменения – близка к ста процентам.

Wilson, R. S., Leurgans, S. E., Boyle, P. A., Schneider, J. A., & Bennett, D. A. (2010). Neurodegenerative basis of age-related cognitive decline. Neurology, 75(12), 1070-1078.


Что вы выберете?

Пожилая женщина смотрит телевизорНедавно опубликованное исследование в авторитетном журнале Neurology (Wilson etal., 2010), об активной когнитивной деятельности и ее влиянии на работу стареющего мозга, интересно, прежде всего, тем, как люди могут интерпретировать результаты и даже планировать свою жизнь.

Активная интеллектуальная деятельность, которая стимулирует мозг и развивает способности (память, подавление, планирование, визуальное сканирование и прочие) может помочь замедлить когнитивное ухудшение. Однако, как выясняется, за это замедление, возможно, придется заплатить – это может значительно ускорить развитие старческого слабоумия в пожилом возрасте. Объясняется это тем, что интеллектуальная деятельность может держать мозг в оптимальном функционирующем состоянии, невзирая на возникшие и развивающиеся патологии, компенсируя их ущерб. Однако, как только человек прекращает заниматься, и компенсаторные способности уже не в состоянии поддерживать форму, слабоумие развивается стремительно и мощно, фактически сокращая время болезни как таковой. Иными словами, занимаясь активной умственной деятельностью, мы сокращаем длительность заболевания, но делаем его более острым.

Уилсон и его команда проводили тестирование 1,157 человек в возрасте 65 лет и старше. Исследование проводилось в течение 12 лет, с промежуточными оценками каждые три года, и клиническими исследованиями каждые шесть лет. Вначале ни один из участников не имел признаков старческого слабоумия. Люди, в частности, отвечали на вопросы, как часто они принимают участие в различных видах интеллектуальной деятельности, таких как поход в музей, игры, просмотр телевизора, слушание радио и оценивали свою вовлеченность в такую деятельность.

Обсуждения в интернет-форумах и прессе этих находок очень показательно: так, например, один журналист назвал свою статью «Почему вам не стоит играть в интеллектуальные игры» (Sanders, 2010). Другие люди, фыркая, заявляют, что они всегда об этом знали, и это очевидно.

Разумеется, находки, на первый взгляд, очень обескураживающие – занимаясь активной умственной деятельностью, мы вроде выстраиваем свой когнитивный резерв, а в конце нас все равно поджидает слабоумие, которое к тому же развивается лавинообразно. Однако, хорошая новость в том, что это показывает, что все-таки вовлеченность в умственную активность работает! Причем, заметьте, люди даже не занимались структурированными, научно обоснованными тренировками способностей, что предлагают программы по брейнфитнесу. Понятно, что специальные упражнения должны оказывать лучшие результаты. И даже такая простая интеллектуальная вовлеченность замедляет наступление ужасного заболевания, а разве это не здорово? В конце концов, как вы предпочитаете провести последние 10 лет своей жизни – медленно, каждый день, исчезая из этого мира, все хуже и хуже понимая, кто вы, кто люди вокруг вас, и что с вами происходит, или быть самим собой девять с половиной лет, а потом быстро закончить со всем этим?

Sanders, T. (2010). Health Matters: Why You Shouldn’t Play Mentally Stimulating Games. WCTV.TV. Retrieved 10 September from http://www.wctv.tv/healthmatters/headlines/102387459.html

Wilson, R. S., Barnes, L. L., Aggarwal, N. T., Boyle, P. A., Hebert, L. E., Mendes de Leon, C. F., & Evans, D. A. (2010). Cognitive activity and the cognitive morbidity of Alzheimer disease. Neurology, Published online before print September 1, 2010. doi:10.1212/WNL.0b013e3181f25b5e.


Предупреждение болезни Альцгеймера и ухудшения когнитивных функций с возрастом.

Гинкго билоба

Гинкго билоба

В апреле 2010 года панель ученых, организованная Национальным институтом здравоохранения США, опубликовала 388-ми страничный доклад (Williams et al., 2010) по текущей ситуации в науке в области предотвращения и профилактики болезни Альцгеймера и ухудшения когнитивных функций, связанных со старением. Ученые проанализировали 250 экспериментальных исследований и 25 системных обзоров, и пришли к следующим выводам:

  • Одним из самых солидно доказанных факторов, не оказывающих никакого влияния на вышеуказанные цели, является гинкго билоба. От препаратов, содержащих экстракты продуктов этого дерева, пользы нет, впрочем, как и вреда (не считая затраченных денег).
  • Факторами, с которыми можно ассоциировать повышенный риск болезни Альцгеймера, являются диабет, курение, депрессия и вариация e4 гена apolipoprotein E (APOE e4).
  • Лишь два фактора могут оказывать какое-то влияние на профилактику – когнитивная активность и физическая активность. Эффекты, тем не менее, как было отмечено, весьма малы, и недостаточны для вынесения категоричных суждений по поводу политики применения профилактических мер для лиц, принимающих решения на национальном уровне.

Я всё же полагаю, что даже малый эффект лучше, чем его полное отсутствие, и рекомендую всем заниматься активной физической и умственной деятельностью. Кроме того, исследования продолжаются, и, одно из них, COGITO study, результаты которого были опубликованы 13 июля 2010 года (Schmiedek, Lövdén, & Lindenberger, 2010), показало, что тренировка мозга с помощью специально сконструированных компьютерных упражнений может приводить к улучшениям когнитивных способностей, как у молодых, так и у пожилых людей.

Schmiedek, F., Lövdén, M., & Lindenberger, U. (2010). Hundred days of cognitive training enhance broad cognitive abilities in adulthood: findings from the COGITO study. Frontiers in Aging Neuroscience, 2. Статья доступна бесплатно онлайн.

Williams, J. W., Plassman, B. L., Burke, J., Holsinger, T., & Benjamin, S. (2010). Preventing Alzheimer’s disease and cognitive decline. Evidence report/technology assessment No. 193. (Prepared by the Duke Evidence-based Practice Center under Contract No. HHSA 290-2007-10066-I.) AHRQ Publication No. 10-E005. Rockville, MD: Agency for Healthcare Research and Quality. Доступен полностью онлайн здесь.


Рожденные играть

The Space Fortress

The Space Fortress

Навыки, полученные в ходе видео игры, могут быть использованы в других областях, но индивидуальные различия в качестве игры, обучения и переноса навыков не позволяют предсказывать точно, что, где и как будет улучшено. Исследование, опубликованное в журнале Cerebral Cortex (Erickson et al., 2010), ставило своей целью выяснение, каким образом можно было сделать такое предсказание.

Простейшая игра, Космический Форт (the Space Fortress), была специально разработана для эксперимента. Цель игры – уничтожить неприятельский форт, избегая разнообразных опасностей и ответных ударов. Произведя сканирование томографом участников эксперимента до начала игры, исследователи могли сделать необходимые измерения различных регионов мозга, а затем наблюдать, каким образом происходит обучение и совершенствование навыков игры. Затем они сравнивали успехи игроков со сканами их мозга.

striatum

Связи полосатого тела (the striatum). Рисунок из Nolte, 2007.

Гипотеза заключалась в том, что объем какого-то из двух регионов головного мозга – полосатого тела (the striatum), который участвует в процедурном обучении и когнитивной гибкости, и гиппокампа (the hippocampus), задействованного в декларативной  (непроцедурной) памяти, может служить отличным предсказателем того, как вы обучитесь и как хорошо вы сможете играть в игру.

Гиппокамп “вышел из игры”, а вот полосатое тело и регионы, входящие в его состав: хвостатое ядро (the caudate nucleus) и путамен (the putamen), оказались хорошими предсказателями. Объем полосатого тела, в целом, может предсказывать быстрое освоение игры, а специфически, объем дорсальной части полосатого тела предсказывал улучшения в совершенстве игры. Объем хвостатого ядра, зоны, занятой в обучении новым навыкам, оказался фактором, показывающим, насколько хорошо игрок будет осваивать разнообразные стороны игры, связанные не только с победой.

Это исследование показывает, что мы можем предсказывать многие аспекты нашей жизни, если знаем, на что смотреть. Когда сканирование мозга станет более доступным, точным и оперативным, мы узнаем еще много интересного, а пока понятно то, о чем мы всегда догадывались: практика – гарантия достижения совершенства в чем-то, но самые крутые геймеры (и не только они) уже такими рождаются.

Erickson, K. I., Boot, W. R., Basak, C., Neider, M. B., Prakash, R. S., Voss, M. W., Graybiel, A. M., Simons, D. J., Fabiani, M., Gratton, G., & Kramer, A. F. (2010). Striatal Volume Predicts Level of Video Game Skill Acquisition. Cerebral Cortex, bhp293.

Nolte, J. (2007). The human brain in photographs and diagrams, 3rd edition, New York: Mosby.


Рабочая память является лучшим предсказателем академической успеваемости чем IQ.

рабочая памятьРабочая память – это способность нашего мозга удерживать необходимую информацию на время выполнения какого-то процесса. Например, когда вам говорят, как проехать куда-то, а вы можете представлять себе маршрут без записи в блокноте, или когда вы складываете 24 и 56,  в уме, без использования калькулятора, или ручки и бумаги.

В исследовании, результаты которого опубликованы в феврале 2010 года (Alloway & Alloway, 2010), у детей замерялись тестами рабочая память и IQ, сначала в 5 лет, а затем в 11 лет. Также была проверена их академическая успеваемость в чтении, произношении и математике.

Результаты показали устойчивую связь между рабочей памятью и академической успеваемостью, независимо от IQ. Рабочая память также может являться точным предсказателем будущего академического успеха школьника. В свою очередь, IQ показал свою ненадежность как предсказатель.

Рабочая память растет с возрастом, хотя, в целом, остается довольно стабильной по объему.

Alloway, T., & Alloway, R. (2010). Investigating the predictive roles of working memory and IQ in academic attainment. Journal of Experimental Child Psychology.