Уильям Джеймс замечательно сказал, что мышление создано для действий. Действия влияют на будущее и никогда – на прошлое, поэтому мышление создано для будущего.
Доминирует представление, что нами движет прошлое. Прошлое говорит нам о нашей истории, состояниях и возможностях и определяет, что мы можем сделать, ведь траектория нашего движения зависит от заданного импульса. Недавно опубликованная статья в журнале Perspectives on Psychological Science, написанная видными исследователями, среди которых Мартин Селигман и Рой Баумайстер, предлагает иное видение: нами движут будущее, наши цели и стремления. Такой подход опирается не только на прошлые события, но и на будущие, еще не возникшие. Мы в прямом смысле рассчитываем на то, что будет в будущем. Статья теоретическая, но она предлагает перспективные и практические направления – как нам следует представлять будущее.
Две крупные школы психологии настаивали на движущей силе прошлого как единственного источника поведения человека. Первая – это бихевиоризм с его отрицанием любых субъективных феноменов, а вторая – психоаналитическая теория Фрейда. Бихевиоризм благополучно остался в истории, не в состоянии ответить на свои же вопросы. Фрейдизм, утверждающий, что события прошлого, и особенно детства, оказывают колоссальное влияние на жизнь взрослого человека, слишком занят психоанализом, чтобы заметить, что сегодня достаточно данных, чтобы уверенно сказать: это не так. Так, например, лишь одно исследование с 1030 парами женщин-близнецов показало, что предсказательными и определяющими факторами депрессии у взрослых служат генетические характеристики и события недавнего времени, и только в очень слабой мере то, что происходило в детстве.
Уильям Джеймс замечательно сказал, что мышление создано для действий. Действия влияют на будущее и никогда – на прошлое, поэтому мышление создано для будущего.
Проспекция (предвидение), термин, предложенный психологами Гилбертом и Уилсоном, – мысленная симуляция, взгляд в будущее, является одной из важнейших задач нашего мозга. Предвидение будущего – адаптивная эволюционная способность человека, для улучшения шансов выживания и репродукции, и без этого нельзя представить нашу жизнь.
Наш мозг, как оказывается, постоянно занят симуляцией будущих сценариев, и сейчас мы посмотрим, что науке об этом известно.
Возьмем три типа мысленной симуляции, типичных примеров проспекции, тестирования гипотетических ситуаций будущего:
1. Навигационная симуляция. Представьте свой дом и мысленно выйдите из него на работу. Если вы обычно поворачиваете направо, выйдя из подъезда, начните сначала и поверните налево. Доберитесь до работы по-новому.
2. Представление о мыслях других, так называемое чтение мыслей. Представьте, что вам назначена встреча с президентом страны, и вы хотите сказать ему о важных вещах, которые необходимо сделать. Какова будет его реакция? Ответьте на его возражения, и представьте, какие аргументы приводит он в ответ на ваши.
3. Интеллектуальная симуляция. Читая эту статью, вы анализируете аргументы, которые тут высказываются. Вы находите в них слабости или варианты улучшения. Вы спрашивает себя, пригодится ли вам что-то, и решаете, стоит ли продолжать читать.
4. Четвертый тип симуляции – воображение того, как развивалась бы ситуация в прошлом, если бы что-то в ней изменилось. Например, каким сегодня был мир, если бы кубинский кризис 1962 года закончился атомной войной? Вспомните что-то из своей жизни, что пошло неважно из-за ваших поступков или слов. Что бы вы могли сделать, чтобы все обернулось иначе? Было бы лучше, если бы поступили иначе?
У всех этих видов симуляций есть одна общая черта – это состояние оперативного покоя (default network) – регионы мозга, связанные в одну сеть, которая активируется, когда человек погружается во внутренние задачи – мечтания, воспоминания, представления, о чем думают другие люди, и воображение будущего. Эта сеть не теоретическая модель, но анатомический факт, и активация регионов, объединенных в такую сеть, отличается от активации другой сети, когда мы сфокусированы на внешних сигналах. Сеть состояния оперативного покоя развивается и начинает полномасштабные операции в 9–12 лет.
Фактически наш мозг, когда нет внешних стимулов, постоянно мечтает – о прошлом или о будущем.
Открытие такой сети задало вектор поиска, который привел в том числе к роли памяти в воображении будущего. Эпизодическая память – это детальное воспоминание о прошлом: где происходило событие, кто присутствовал, что делал, что чувствовал и тому подобное. Эпизодическая память – конструктивный процесс, то есть, каждый раз, когда мы вспоминаем какое-то событие, мы его воссоздаем заново, и каждый раз, когда мы это делаем, оно всегда чуть другое. Вспомнил человек домик в деревне своего детства, и дом «построился», отвлекся человек на звонок телефона, и домик исчез, посмотрел опять в прошлое – и домик вновь выстроился, но уже чуть другой.
Но почему память так несовершенно устроена? Если бы наше поведение определялось прошлым, как мы можем опираться на такой ненадежный механизм? Сравнительно недавно возникла гипотеза, что нейронная сеть, производящая воспоминания о прошлом, также задействована в симулировании будущего. Вместо того чтобы создавать банк данных о событиях прошлого (который бы неизбежно заполнился), мозг предпочитает возможность выполнять разнообразные задачи, конструируя события из одних и тех же блоков.
Догадки о том, что память и представление о будущем связаны, возникали из клинических наблюдений: так, у некоторых пациентов с амнезией возникали такие же сложности представления будущего. Недавние исследования, правда, показали, что хотя активация нейронной сети оперативного покоя при представлениях прошлого и будущего схожа, есть все же отличия. Они касаются разной активации регионов и отражаются в поведении тем, что будущее представлять труднее, чем прошлое, и оно менее богато деталями.
Очевидным становится факт, что возможность представлять будущее – наше эволюционное преимущество и способность, которую можно развивать.
Так, анализ литературы показал, что животные не могут «заглядывать» в далекое будущее: крысы – не более чем на 30 минут, обезьяны – чуть подальше. И только у нас есть возможность смотреть на десятки лет вперед.
Симуляция будущего – по большей части неосознаваемый процесс, и вероятнее всего, мы думаем о нем гораздо больше, чем знаем. В те редкие моменты, когда мы это осознаем – только тогда этот процесс открывается сознанию. Возможно, замечают авторы, в этом и состоит функция сознания – направлять и улучшать представление будущего. Сознание может быть задействовано специфически в том, чтобы выстраивать последовательность мыслей в симуляции.
Итак, на основании теоретической концепции о том, что нами движет будущее, можно выделить несколько практических шагов по улучшению проспекции:
- Вопреки сложившемуся мнению, что это считается бесполезной тратой времени, размышлять об альтернативных сценариях прошлого («что было бы, если») – продуктивная работа. Это тренирует наши способности и по конструированию возможного будущего, поскольку работает в той же самой нейронной сети.
- Увеличить число альтернативных вариантов будущего. Это вполне разумно и ничего не стоит, но позволит развить как воображение вообще, так и набор эмоциональных состояний у разных вариантов.
- Эмоции очень важны, и будущее надо наполнять чувствами и переживаниями. Они – интегральная часть всех процессов мозга, в том числе и представления о будущем. Улучшить аккуратность можно путем представления себя в будущем в несколько ином эмоциональном состоянии, отличном от настоящего. При этом лучше представлять не просто будущее («Каков будет центр Москвы через 10 лет?»), а себя в будущем, свои переживания и ощущения («Где я буду жить через 10 лет и как я буду себя чувствовать?»). Что интересно – в воображении будущего почти всегда и у всех людей превалируют оптимизм и позитивные эмоции, так что симуляция будущего – хорошее занятие даже для поднятия настроения.
- Конкретизировать будущее, насколько это возможно. Цель может быть прекрасна и ценна, но она далеко, а соблазны – здесь и реальны. Чтобы сделать будущее более конкретным, достаточно относительно него задать себе несколько вопросов «как?». Как показало одно исследование, это приводит к реальному изменению восприятия времени в сравнении с вопросом «зачем?», порождающим абстрактное мышление.
- Подбросить вознаграждений в будущее. Например, в одном исследовании пообещали 750 долларов тем, кто бросит курить на полтора года, что должно было подтвердиться биохимическими тестами. В сравнении с контрольной группой в три раза больше человек бросили, включая тех, кто и не собирался этого делать, – нашлись даже те, кто бросил ровно на этот срок, чтобы заработать деньги и снова начать курить. Недавнее исследование показало, что размер вознаграждения иногда может быть невероятно мал – даже один доллар!
- Находить и строить смысл жизни. Сотни научных исследований показали невероятную пользу смысла жизни и то, какие негативные последствия случаются, когда его нет. Самый простой, незатейливый смысл лучше его полного отсутствия.
- Одним из критичных компонентов конструкции будущего является создание сцены действия, и это связано с пространственным представлением. Время – абстрактное понятие, прямо не воспринимаемое нашими органами чувств, поэтому мы привязываем его к пространству, которое ощущаем. Это выражается, например, в том, что мы представляем прошлое слева, в будущее – справа. Люди наклоняются чуть назад, когда думают или говорят о прошлом, и чуть вперед, когда – о будущем.
Первоначально опубликовано на Slon.ru