Tag Archives: прайминг

Правильная мотивация. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Вторая

человек пишет формулы на доскеМы можем ставить себе цели и сами себя мотивировать. Но как «правильно» это делать, и какова сила мотивации?

Так, например, ненавязчиво показывая людям определенные слова, то есть, производя прайминг, можно изменить подсознательные мотивации и ожидания. Например, словами умный, сообразительный, интеллектуальный или, напротив, словами тупой, глупый и несообразительный, ученые достигали существенного различия в результатах выполнения когнитивных задач. Ведь что интересно – ученые, таким образом, меняли ожидания студентов относительно их будущего успеха в выполнении задачи, вне зависимости от реальных возможностей человека. Причем настолько несущественным, казалось бы, образом: это прайминг можно осуществить, дав прочитать короткий отрывок про студента – в одном случае, умного и сообразительного, в другом – тупого и ленивого.

Но что именно происходит в мозге в случае такой мотивации – спросили экспериментаторы, решившие увидеть это на магнитно-резонансном томографе. На это раз психологи (Bengtsson, Lau, & Passingham, 2009) манипулировали мотивацией следующим образом: одной группе людей сказали, что хорошая память означает высокий уровень интеллекта, и эксперимент будет как раз измерять их память. Другой группе сказали, что с их помощью ученые хотят просто оптимизировать некоторые параметры упражнений.

3-back задачаУчастники эксперимента выполняли n-back задачи, прекрасный тип упражнений на проверку и тренировку рабочей памяти. О таких задачах я уже писал здесь: IQ можно увеличить.  Посмотрите на рисунок слева – это пример 3-back задачи с буквами. На экране появляются буквы, одна за другой, и вам надо нажать на клавиатуре кнопку, соответствующую ответу «да», если какая-то буква повторяется через 2 другие буквы (как на рисунке с буквой h). В других случаях вам ничего делать не надо. Ученые решили сделать задачу одинаково трудной для обеих групп – за счет манипуляции временем, они смогли сделать так, что все участники эксперимента выполняли задачи с 75% успехом.

Дизайн эксперимента был устроен так, что обратная связь не давалась, но в таких задачах человек обычно догадывается, когда он сделал ошибку или был прав, если уж не сознательно, то точно — подсознательно.

По результатам опроса после тестов, проходивших внутри томографа, было выяснено, что группы одинаково воспринимали трудность задач.
Мотивированная группа достигла лучших результатов – даже в пределах заданных 75% — за счет времени между показом букв, но не это главное.

При правильных ответах на задачи исследователи не нашли разницы между активацией зон мозга у обеих групп. А вот показывает мозг у обеих групп, когда совершаются ошибки:

Активация мозга при ошибке с мотивацией и без нееМотивированная группа ожидала подсознательно выполнять задачи хорошо. Когда кто-то совершал ошибку, это не соответствовало ожиданиям. Ошибочный результат конфликтовал с ожиданием и создавал сигнал несоответствия в мозге. Как вы видите, это несоответствие вызывало вполне большую активность во многих регионах мозга. Важность этого сигнала заключается в том, что он обеспечивает обучение. Обучение на ошибках – возможно, самый правильный и эффективный способ обучения чему-либо.

Обратите внимание, что в немотивированной группе не происходило существенных изменений в активации при ошибке. Человек не ожидал от себя выполнения ничего особенного, и, совершая ошибку, не удивлялся ей и ничего не поправлял в своем поведении.

Обучаясь чему-то новому или делая что-то даже вполне привычное, мотивируйте себя на достижения. Ожидайте от себя отличных результатов, свершений, и удачи, и тогда вы будете учиться самым быстрым и лучшим способом.

Bengtsson, S. L., Lau, H. C., & Passingham, R. E. (2009). Motivation to do well enhances responses to errors and self-monitoring. Cerebral Cortex, 19(4), 797-804. Oxford University Press.


Волшебная клюшка. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Десятая

Бен Куртис. Ben Curtis

Бен Куртис

Философ Юджин Херриджел (Eugen Herrigel) писал о своём опыте постижения искусства стрельбы из лука (1953): “Когда я долго стрелял мимо цели, Мастер брал мой лук и делал из него несколько выстрелов. И моя стрельба тотчас же улучшалась: словно мой лук изменялся, становился понятливым и послушным. И такое происходило не только со мной”.

Замечательно исследование, на мой взгляд, увидело свет в PLoS ONE не так давно. Группа американских и немецких психологов исследовали суеверие молодых спортсменов о том, что использование снаряжения выдающегося спортсмена может улучшить их выступление (Lee et al., 2011). Есть такое понятие, как положительное заражение (positive contagion), заключающееся в вере в то, что полезные, нужные качества от одного, чаще всего живого существа, могут передаться другому, в результате даже мимолетного контакта. Ну, знаете, если съесть сердце храбреца, то и сам станешь храбрее.

Одной группе участников эксперимента говорили, что паттер, короткая клюшка для гольфа (putter), раньше принадлежала профессиональному гольфисту Бену Куртису (Ben Curtis). Экспериментатор уточнял у них: “Вы слышали о Бене Куртисе?” и “Не правда ли, это круто — поиграть его клюшкой?”. Участникам контрольной группы просто давали клюшку и не говорили ничего. Все участники эксперимента имели опыт игры в гольф и понимали, что нужно делать. Они должны были загнать мяч в лунку, в лаборатории, на искусственном поле для тренировки паттов, с расстояния в 2,13 метра. Каждому игроку разрешали сделать 10 ударов.

Как видно на графиках, люди, во-первых, воспринимали лунку для гольфа больше по размеру. Напомню, что размер лунки составляет 10,8 сантиметров в диаметре. 

Восприятие размера лунки

Во-вторых, они улучшили свою игру, загнав больше мячиков в лунку за 10 ударов, чем участники контрольной группы:

Качество игры в зависимости от клюшкиНаше восприятие реально может быть изменено, если мы даже не верим в такие вещи, как перенос полезных качеств от предмета. И происходит это, на мой взгляд, благодаря праймингу. Прайминг, в данном случае – активация стереотипов, вызывающих соответствующее поведение. Прайминг человека известным гольфистом должен улучшить игру, активируя имеющийся стереотип профессиональной игры. И вы лучше сдадите экзамен, если будете писать ручкой известного вам профессора; лучше будете играть в баскетбол в кроссовках Майкла Джордана (как в фильме Как Майк, 2002 года) и так далее.

Herrigel, E. (1953). Zen in the Art of Archery. New York: Vintage Books.

Lee, C., Linkenauger, S. A., Bakdash, J. Z., Joy-Gaba, J. A., & Profitt, D. R. (2011). Putting like a pro: The role of positive contagion in golf performance and perception. PLoS ONE, 6(10), e26016. Doi:10.1371/journal.pone.0026016.


Опьянеть от рекламы. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Шестая

Реклама пива HeinekenМногие люди верят, что алкоголь понижает когнитивные функции мозга, и, в принципе, это так. Однако зависит это и от отношения человека к алкоголю.

Было исследование, когда люди выпивали алкогольный напиток, предложенный экспериментаторами, после чего их когнитивные способности понижались – скорость реакции, выполнение тестов на координацию и прочее. Только вот в напитках не было никакого алкоголя.

В этом исследовании (Van Koningsbruggen & Stroebe, 2011) психологи пошли чуть дальше – сначала у участников эксперимента замерили математические способности, а затем сублиминально экспонировали на экране монитора слова, связанные с алкоголем (например, “пиво”, “водка” и т.п.), в экспериментальном условии, или нейтральные слова (“вода”, “сок”), в контрольном условии. В контрольном условии способности остались такими же, а вот в экспериментальном – понизились. Понизились причем сильнее у тех, кто больше любит выпить.

Таким образом, стимулы окружающего мира – рекламные постеры, вывеска ресторана или паба, даже пустая бутылка на обочине, понижают когнитивные способности, в частности, математические способности. Ясно одно – перед экзаменом или похожей по требовательности ситуацией, воздержитесь от рассматривания глянцевых журналов – кроме рекламы алкоголя, вы найдете там и много красивых женщин, что может отупить нас еще больше (см. Общение с женщинами делает мужчин глупыми. Слава богу, временно).

Van Koningsbruggen, G.M., & Stroebe, W. (2011). Lasting effects of alcohol: Subliminal alcohol cues, impairment expectancies, and math performance. European Journal of Social Psychology. In press. DOI: 10.1002/ejsp.841.

Фото отсюда.


И правая рука твоя не ведает, что делает левая

Euro монетыМотивация обычно определяется как движущая сила желания добиться цели. В 2007 году группа ученых из Франции установила (Pessiglione et al., 2007), что мотивация может быть подсознательной и неосознаваемой, и тем не менее, быть сильной. Сегодня мы рассмотрим эксперимент, который продолжил эту находку. Вопрос, который они поставили, — а может она быть еще и субперсональной – то есть, присутствовать только в части нашего мозга?

Сначала исследователи измерили, как сильно могут сжать кистевой эспандер участники эксперимента. Затем люди видели на экране компьютера только в одном (левом или правом) поле зрения либо монетку в один цент, либо в один евро. Монетка показывалась лишь на очень короткое время, ниже порога сознательного восприятия. После этого им надо было сжимать эспандер опять – от того, насколько сильно они его сжимали, зависел выигрыш части номинала монеты.

Каждый участник эксперимента попробовал все возможные комбинации рук и глаз – сжатие, например, правой рукой, когда монета в левом зрительном поле, или в правом, и так далее. Люди не могли знать наверняка, что за монетку они видели – 17 миллисекунд  — весьма короткое время, чтобы это увидеть сознательно. Однако, они сжимали эспандер сильнее, когда видели одно евро, если видели ее в том же зрительном поле, что и рука – то есть видели справа, жали правой – видели слева – жали левой.

Мотивационный эффект присутствовал только при стимуляции одного полушария. Левый глаз стимулирует правое полушарие, а оно, в свою очередь, управляет левой рукой. Таким образом, еще раз было показано, что мотивация может быть подсознательной, а кроме того – еще и субперсональной – то есть, может присутствовать только в части человека. То есть нас движет что-то, о чем мы не знаем, и кроме этого, правая рука не знает, что делает (и хочет) левая.

Pessiglione, M., Schmidt, L., Draganski, B., Kalisch, R., Lau, H., Dolan, R.J., & Frith, C.D. (2007). How the brain translates money into force: A neuroimaging study of subliminal motivation. Science, 316, 904–906.

Schmidt, L., Palminteri, S., Lafargue, G., & Pessiglione, M. (2010). Splitting motivation. Psychological Science, 21(7), 977-983.


Как мирно и прохладно всё вокруг

Горячие слова и агрессияКогда мы описываем ситуации или состояния людей, предшествующие агрессии и насилию, мы часто используем слова, относящиеся к высоким температурам.  Ну, например: “И тут он вскипел”, “обстановка накалялась”, “народ бурлил”, или “температура  зашкаливала”, «накал страстей», и проч. Даже места, где происходят насилие и агрессия, мы называем “горячими точками”. А что, если эти “горячие” слова сами по себе могут вызывать агрессию? Именно это поставили себе целью проверить психологи (Nathan DeWall & Bushman, 2009) в двух экспериментах.

В обоих испытаниях, участникам сначала показывали слова нейтральной, холодной или горячей категорий, а затем оригинально замеряли состояние агрессивности. В первом эксперименте им давали задание закончить слово, ну, например “б_ть” – можно было написать как бить так и быть. В оригинале, в английском варианте, было проще – слово начиналось на “ki_ _”  и его надо было закончить двойной согласной – то есть получить либо kill либо kiss.

Во втором эксперименте участникам давали довольно двусмысленное описание человека, и просили оценить его агрессивность – тоже интересное измерение своей собственной агрессивности.

В обоих случаях была обнаружена статистически значимая разница в агрессивности между группами, которые видели “горячие” слова  и теми, кто видел “холодные” или нейтральные. Так что, когда мы говорим кому-то “остынь” или “охладись”, мы реально снижаем агрессивность у человека.

Nathan DeWall, C., & Bushman, B. J. (2009). Hot under the collar in a lukewarm environment: Words associated with hot temperature increase aggressive thoughts and hostile perceptions. Journal of Experimental Social Psychology, 45(4), 1045-1047.


Как вы относитесь к сексу на каналах ТВ?

футболисткиУ людей разного возраста (не учитывая множество других различий) разное отношение к одним и тем же вещам, событиям, убеждениям. В психологии это называется типичное отношение, ассоциируемое с людьми определенной возрастной группы. У пожилых – более консервативное. Так, мы ожидаем, что отношение молодежи и пожилых людей к сексу на экране телевизора будет разное. И точно также, отношение, например, к распределению бюджета на пенсионное обеспечение, или на энергичные реформы в обществе.

Однако, наше отношение, хоть и определяется возрастом, все же подлежит колебаниям, и мы можем его менять, в зависимости от ситуации. В одной ситуации может случиться так, что вы, будучи молодым, станете вдруг выказывать отношение, свойственное и типичное для пожилых. Это происходит из-за активации стереотипов – социальных категорий. Можно аргументировать, что праздники типа 9 мая, когда мы видим очень много пожилых людей, и нам напоминают дела давно минувших дней, мы все становимся чуточку старыми и наше отношение становится более консервативным и  типичным для пожилых.

Отношение к различным вопросам, типичное для пожилыхПсихологические эксперименты показывают это довольно убедительно. Например, в одном исследовании (Kawakami, Dovidio, & Dijksterhuis, 2003) студентов разделили на две группы. Одной показывали фотографию молодой женщины, а другой группе – пожилой. А затем предлагали описать в течение пяти минут ее увлечения, характер, особенности личности, и все остальное в таком же духе. После этого им предложили оценить по шкале от 1 (абсолютно не согласен)  до 9 (абсолютно согласен) свое отношение к четырем вопросам, типа: “Я полагаю, что больше денег должно быть выделено на здравоохранение”, “Я ничего не имею против секса и эротики на телевидении” и тому подобное.  Результаты – на графике.

Так что если вы захотите, вдруг, узнать, насколько типично для своего возраста вы думаете,  — станьте на время консервативнее, — посмотрите на старичка на улице и подумайте о том, кто он такой, чем он занимается, что он любит, и т. п. Изменилось ли ваше мнение? А если вы посмотрите на молодых и подумаете о них, изменится ваше отношение?

Kawakami, K., Dovidio, J. F., & Dijksterhuis, A. (2003). Effect of social category priming on personal attitudes. Psychological Science (Wiley-Blackwell), 14(4), 315-319. doi:10.1111/1467-9280.14451.


Прайминг материализмом

кольцо КартьеКогда женщина смотрит журнал, где изображены сплошь и рядом совершенные модели с совершенной кожей и формами, то, в целом, это негативно сказывается на восприятии женщиной своего тела. Это давно известно. Прайминг несуществующего в природе совершенства активирует осознание того что мы несовершенны, и заставляет нас печалиться об этом.

Психологи из Университета в Сассексе, в Брайтоне, Великобритания (Ashikali & Dittmar, 2011) решили уточнить, что еще играет роль в этом процессе. Одной группе женщин показывали предметы роскоши: украшения, шикарный отдых, мобильные телефоны, шампанское и прочее. Другой группе показывали нейтральные предметы: виды природы, игрушки и тому подобное. Затем каждую группу разбили на две и показывали либо нейтральные картинки, либо фотомоделей с идеальными формами. И, в заключение, всех просили заполнить вопросники, содержащие разнообразные замеры неудовольствия своим собственным телом.

Женщины, которые смотрели на предметы роскоши, (а также те, кто предварительно охарактеризовал себя как материалистическую личность), в гораздо большей степени выразили неудовольствие своим телом, чем те, кто смотрели только нейтральные картинки.

Было установлено две важные вещи: В образе женщины, создаваемой ей самой, внешний вид занимает центральное место. Прайминг материализмом активирует осознание недостатков тела, особенно у женщин, считающих материальные блага очень важной целью. Картина, сочетающая в себе эти два элемента, оказывающих деструктивное влияние на женщин: сидит очень красивая женщина с отфотошопленным телом и лицом, на дизайнерском кресле, на палубе дорогой яхте, рядом с ней столик, где лежат драгоценности, ведерко с шампанским Crystal, мобильник Vertu, на заднем фоне различим фасад огромного красивого дома. Какая женщина после этого скажет, что она вполне довольна своими щиколотками?! :)

Женщинам надо быть более критичными к тем образам, которые насаждают им средства массовой информации и реклама. Недовольство своим собственным телом приводит к грусти, фрустрации и может быть прекурсором к различным заболеваниям.

Ashikali, E.-M. & Dittmar, H. (2011). The effect of priming materialism on women’s responses to thin-ideal media. British Journal of Social Psychology, 50: no. doi: 10.1111/j.2044-8309.2011.02020.x.