Tag Archives: эксперимент

Не говорите об этом Медведеву

медведевМетафорическая связь роста человека с силой и властью имеет реальные основания. В детстве мы учимся от родителей и других детей, что высокие и большие сильнее нас, и с ними надо вести себя аккуратно. Высокие люди, вырастая, получают лучшую работу, выше зарплату (Judge & Cable, 2004), и даже имеют больше шансов выиграть президентские выборы (Young & French, 1996). Мы подсознательно понимаем, что более высокий человек имеет больше силы и больше власти. Я писал о том, как даже малыши прекрасно это понимают — Конечно знают дети.

Однако у этого есть и обратная сторона – человек у власти может воспринимать себя физически выше ростом, чем в действительности!

В серии экспериментов (Duguid & Goncalo, 2012) у студентов измеряли сначала рост, а затем случайным образом распределяли в одну из групп. В первой экспериментальной группе их попросили вспомнить и написать о случае из жизни, когда они имели власть над каким-то человеком. Во второй группе – когда власть над ними имел кто-то другой, а в контрольной группе – просто вспомнить и написать о вчерашнем дне. Таким образом, экспериментаторы осуществили прайминг властью. А затем им предлагалось оценить свой рост по отношению к палке, которая была длиннее их настоящего роста на 50 сантиметров.

Разницы между второй экспериментальной группой (мало власти) и контрольной группой не было обнаружено. А вот разница между ними и теми, кто был праймирован силой и властью, составила от 10 до 15 сантиметров. В другом эксперименте вместо оценки роста участникам предлагалось создать в компьютерной игре, наподобие Sims, персонажа, максимально похожего на себя. И те, кто почувствовал власть и силу, сделали своего персонажа выше.

Так что человек небольшого  роста, облеченный властью, кажется себе выше, больше и сильнее, чем есть на самом деле, и, вероятнее всего, вместе с этим, преувеличивает и свое могущество.

Duguid, M. M., & Goncalo, J. A. (2012). Living large: The powerful overestimate their own height. Psychological Science, 23(1), 36-40.

Judge, T. A. & Cable, D. M. (2004). The effect of physical height on workplace success and income: Preliminary test of a theoretical model. Basic and Applied Social Psychology, 89, 428–441.

Young, T. J., & French, L. A. (1996). Height and perceived competence of U.S. presidents. Perceptual and Motor Skills, 82, 1002.


Печально, но факт

Распознавание эмоциональных лицОдин из известных экспериментов в области восприятия – распознавание лиц: В серии экспериментов участникам показывали разброс человеческих лиц, в графическом символическом исполнении (Hansen & Hansen, 1988). Показывали, например, одно счастливое лицо среди нейтральных, или среди остальных злых, или одно злое среди нейтральных, или кучи счастливых – как на фото вверху.  Задача состояла в нахождении такого лица как можно быстрее. И выяснилось, что сердитые/злые лица мы находим быстрее, чем счастливые. Злые лица бросались в глаза.

Скорость и аккуратность распознавания эмоциональных лицПричем скорость обнаружения их оставалась одной и той же, независимо от увеличения счастливых лиц вокруг, тогда как поиск позитивного лица замедлялся по времени с увеличением сердитых лиц вокруг. Эксперимент много раз повторялся, и одно время были проблемы в методологии его повторения с реальными человеческими лицами. Эффект все же был подтвержден на реальных лицах людей – злые лица мы находим быстрее, чем все остальные, среди множества разнообразных лиц и эмоций (Pinkham et al., 2010).

Связано это, вероятнее всего, с тем, что для выживания нам надо быстрее определить опасность, нежели радость. Лучше увидеть злыдня раньше, чем он убьет тебя, а уж потом можно и побыть счастливым.

Hansen, C.H., & Hansen, R.D. (1988). Finding the face in the crowd: An anger superiority effect. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 917–924.

Pinkham, A. E., Griffin, M., Baron, R., Sasson, N. J., & Gur, R. C. (2010). The face in the crowd effect: anger superiority when using real faces and multiple identities. Emotion Washington Dc, 10(1), 141-146. American Psychological Association.

Фото и график из Pinkham et al., 2010.


Правильная мотивация. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Вторая

человек пишет формулы на доскеМы можем ставить себе цели и сами себя мотивировать. Но как «правильно» это делать, и какова сила мотивации?

Так, например, ненавязчиво показывая людям определенные слова, то есть, производя прайминг, можно изменить подсознательные мотивации и ожидания. Например, словами умный, сообразительный, интеллектуальный или, напротив, словами тупой, глупый и несообразительный, ученые достигали существенного различия в результатах выполнения когнитивных задач. Ведь что интересно – ученые, таким образом, меняли ожидания студентов относительно их будущего успеха в выполнении задачи, вне зависимости от реальных возможностей человека. Причем настолько несущественным, казалось бы, образом: это прайминг можно осуществить, дав прочитать короткий отрывок про студента – в одном случае, умного и сообразительного, в другом – тупого и ленивого.

Но что именно происходит в мозге в случае такой мотивации – спросили экспериментаторы, решившие увидеть это на магнитно-резонансном томографе. На это раз психологи (Bengtsson, Lau, & Passingham, 2009) манипулировали мотивацией следующим образом: одной группе людей сказали, что хорошая память означает высокий уровень интеллекта, и эксперимент будет как раз измерять их память. Другой группе сказали, что с их помощью ученые хотят просто оптимизировать некоторые параметры упражнений.

3-back задачаУчастники эксперимента выполняли n-back задачи, прекрасный тип упражнений на проверку и тренировку рабочей памяти. О таких задачах я уже писал здесь: IQ можно увеличить.  Посмотрите на рисунок слева – это пример 3-back задачи с буквами. На экране появляются буквы, одна за другой, и вам надо нажать на клавиатуре кнопку, соответствующую ответу «да», если какая-то буква повторяется через 2 другие буквы (как на рисунке с буквой h). В других случаях вам ничего делать не надо. Ученые решили сделать задачу одинаково трудной для обеих групп – за счет манипуляции временем, они смогли сделать так, что все участники эксперимента выполняли задачи с 75% успехом.

Дизайн эксперимента был устроен так, что обратная связь не давалась, но в таких задачах человек обычно догадывается, когда он сделал ошибку или был прав, если уж не сознательно, то точно — подсознательно.

По результатам опроса после тестов, проходивших внутри томографа, было выяснено, что группы одинаково воспринимали трудность задач.
Мотивированная группа достигла лучших результатов – даже в пределах заданных 75% — за счет времени между показом букв, но не это главное.

При правильных ответах на задачи исследователи не нашли разницы между активацией зон мозга у обеих групп. А вот показывает мозг у обеих групп, когда совершаются ошибки:

Активация мозга при ошибке с мотивацией и без нееМотивированная группа ожидала подсознательно выполнять задачи хорошо. Когда кто-то совершал ошибку, это не соответствовало ожиданиям. Ошибочный результат конфликтовал с ожиданием и создавал сигнал несоответствия в мозге. Как вы видите, это несоответствие вызывало вполне большую активность во многих регионах мозга. Важность этого сигнала заключается в том, что он обеспечивает обучение. Обучение на ошибках – возможно, самый правильный и эффективный способ обучения чему-либо.

Обратите внимание, что в немотивированной группе не происходило существенных изменений в активации при ошибке. Человек не ожидал от себя выполнения ничего особенного, и, совершая ошибку, не удивлялся ей и ничего не поправлял в своем поведении.

Обучаясь чему-то новому или делая что-то даже вполне привычное, мотивируйте себя на достижения. Ожидайте от себя отличных результатов, свершений, и удачи, и тогда вы будете учиться самым быстрым и лучшим способом.

Bengtsson, S. L., Lau, H. C., & Passingham, R. E. (2009). Motivation to do well enhances responses to errors and self-monitoring. Cerebral Cortex, 19(4), 797-804. Oxford University Press.


Куда смотрят мужчины и женщины

Фото молодой женщины, использованное в исследованииМеждународное исследование с использованием аппаратуры для слежения за движениями глаз (eye-tracking, ай-трекинг), с 210 участниками из Франции, Англии, Голландии, Дании Испании, Бразилии и США, проводившееся с июня по октябрь 2011 года, поставило себе целью узнать, куда смотрят мужчины и женщины в разных странах, когда видят такую вот картинку (слева).

Уж не знаю, чем руководствовались экспериментаторы, выбирая именно эту фотографию, и эту женщину, которую многие женщины- участницы эксперимента в последующем опросе назвали вульгарной, но, тем не менее, она доказала, что силикон может манипулировать мужским вниманием.

Исследование координировалось одной из ведущих компаний по количественным исследованиям поведения пользователей французской Miratech. Результаты исследования были озаглавлены так (в моем переводе): «Мужчины смотрят на сиськи, а женщины на цацки».

И вот почему:

Мужчины потратили на 37% больше времени, чем женщины, разглядывая грудь:

Мужчины больше смотрят на грудь женщиныЖенщины потратили на 27% больше времени, чем мужчины, разглядывая кольцо:

Женщины потратили на 27% больше времени, чем мужчины, разглядывая кольцо

Глядя на лицо, мужчины фокусировали свое внимание больше на губах, а женщины – на глазах:

мужчины фокусировали свое внимание больше на губах, а женщины – на глазахБыли региональные различия, безусловно, и подробнее можно прочитать на сайте компании, однако, по всем странам и обоим полам, лицо было наиболее притягательным объектом Лицо притягивает взглядыдля глаз – около 25% всего времени было потрачено на лицо (слева). Мужчины потратили на 12% больше времени на лицо, чем женщины.

Чем хорош метод слежения за движениями глаз, в отличие от привычных маркетологам методов опроса и фокусных групп? Например, в этом исследовании, после просмотра, людям давали вопросник, где, помимо всего прочего, просили указать, какие детали привлекли их внимание. Мужчины чаще, чем женщины, отмечали глаза женщины и кольцо на руке, но туда как раз больше всего смотрели женщины. А мужчины смотрели больше на грудь и губы. Ай-трекинг позволяет измерять поведение так, как другим способом измерить его просто невозможно.


Красивое имя и работа

собеседование при приеме на работуЕще в 1973 году Harari и McDavid обнаружили, что работы студентов, представленные для оценки, получали лучшие баллы, если имена студентов были красивыми (Harari & McDavid, 1973). Эта находка была подтверждена в 1984 году (Erwin & Calev, 1984). Однако этот феномен касался только имени, и проверялся исключительно в лаборатории. И вот, группа психологов во Франции решила проверить, работает ли это не только с именем, но и с именем и фамилией, в реальных условиях (Guéguen & Pascual, 2011).

Для начала, психологи взяли 110 имен из реестра агентства по найму, специализирующегося на устройстве на работу неквалифицированных рабочих. Все работы, которые предлагались таким людям, были низкооплачиваемые и низкостатусные (курьер, уборщик, мусорщик и прочее). Все они в свое время были приглашены на интервью, и половина из них получила приглашение на работу с испытательным сроком, а половине в работе было отказано.
Во второй части исследования, психологи попросили 308 студентов оценить привлекательность имен по 10-ти бальной шкале, от 0 (мне не нравится это имя и фамилия) до 10 (мне нравится это имя и фамилия). При обработке результатов учитывались и другие факторы – этническое происхождение, возраст и пол соискателя на работу.
Что выяснилось: этничность и возраст не влияли на результат собеседования,  а вот пол – влиял, и мужчины имели больше шансов получить работу, чем женщины. И самое главное – красиво звучащее имя действительно играло роль  — шансы получить работу у человека с высокой оценкой имени и фамилии были почти в 20 раз больше, чем у человека с низкой оценкой.

Erwin, P., & Calev, A. (1984). The influence of Christian name stereotypes on the marking of children’s essays. British Journal of Educational Psychology, 54, 223-227.

Guéguen, N., & Pascual, A. (2011). Are people with high attractive patronymics more employable? An Evaluation in a Field Setting. European Journal of Economics, Finance and Administrative Sciences, 38, 164-166.

Harari, H., & McDavid, J.(1973). Name stereotypes and teachers’ expectations. Journal of Educational Psychology, 65, 222-225.


Как наши слова могут победить болезнь

когнитивная психологияЦитокины, усиливающие воспалительные процессы, интерлюкин-6  (interleukin-6 (IL-6) и альфа-фактор некроза опухолей (tumor necrosis factor (TNF), в повышенных концентрациях считаются факторами, способствующими развитию рака. Эти протеины выделяются нашим организмом в ответ на заболевания физиологического характера или на психологический стресс. Если болезнь не отступает, или стресс не прекращается, количество протеинов растет, и это излишнее количество связывают с сердечными заболеваниями, инсультом, диабетом, артритом, аутоиммунными заболеваниями, преждевременным старением, болезнью Альцгеймера, ухудшением заживлением ран, и раку (Graham, et al., 2009, Kendall-Tackett, 2009).

Одно из исследований показало, что у пар, которые демонстрировали враждебное или негативное поведение в ходе, наблюдаемой в условиях лаборатории, дискуссии, был обнаружен повышенный уровень цитокинов  IL-6 и TBF- α (Kiecolt-Glaser et al., 2005). Основываясь на этих находках, группа психологов провела эксперимент с 42-мя супружескими парами, при котором происходило измерение определенных слов в речи людей и влияние их на психологическое и физическое здоровье (Graham, et al., 2009). Акцент делался на измерение так называемых процессуальных когнитивных слов.  Сначала пару приглашали в лабораторию и брали кровь на анализ уровня цитокинов. Этот уровень в дальнейшем рассматривался как базовый. Затем пару просили вступить в бесконфликтную дискуссию по семейным делам. Ровно через 24 часа после первого анализа, брали второй.
Через два месяца пару приглашали во второй раз, повторяя процедуру в точности, как и в первый раз, но уже просили вступить в конфликтную дискуссию. Тема конфликта для пары предлагалась экспериментаторами на основе предварительного интервью, так, чтобы это был настоящий и волнующий конфликт.

Что удалось узнать: люди, использующие больше слов, относящихся к категориям причинно-следственной связи (например: потому что, следовательно, и пр.) и понимания (думать, знать, и др.), показали пониженный уровень воспалительных цитокинов IL-6. И наоборот, люди, которые использовали наименьшее количество таких слов, имели повышенный уровень IL-6. Эффект наблюдался как в конфликтных, так и бесконфликтных ситуациях. Фактически, только используя слова, человек, если знает как, может снизить уровень воспалительных процессов в своем организме, невзирая даже на стрессовую конфликтную ситуацию, в которой он может находиться. Если угодно, наши слова могут победить и стресс, и болезнь, и, в том числе, рак.

Эти эксперименты, кстати, — одни из сотни исследований, которые лежат в основе терапевтического метода Редакции Личной Истории, предлагаемого нашей лабораторией.

Graham, J.E., Glaser, R., Kiecolt-Glaser, J.K., Loving, T.J., Malarkey, W.B., Stowell, J.R. (2009). Cognitive word use during marital conflict and increases in proinflammatory cytokines. Health Psychology, 28, 621-630.

Kendall-Tackett, K. (2009). Psychological trauma and physical health: A psychoneuroimmunology approach to etiology of negative health effects and possible interventions. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 1(1), 35-48.

Kiecolt-Glaser, J.K., Loving, T.J., Malarkey, W.B., Stowell, J.R., Lemeshow, S., Dickinson, S.L., et al. (2005). Hostile marital interactions, proinflammatory cytokine production, and wound healting. Archives of General Psychiatry, 62, 1377-1384.


Одиночество, теплая ванна и плюшевый мишка

женщина принимает ваннуИсследование, проведенное Джоном Баром (John Bargh) и Идит Шалев (Idit Shalev) из Йельского Университета, показало, что чем более одиноким чувствует себя человек, тем больше, дольше и охотнее он принимает теплую ванну или душ. Конечно, можно было бы предположить, что такие люди больше проводят время в ванне, потому что они меньше время проводят вне дома, однако это не объясняет их предпочтение более теплой воды, по сравнению с социально-активными людьми.

Проверено это было одним остроумным ходом, когда участникам эксперимента давали подержать в руках терапевтический пакет. Он был либо холодным, либо теплым, и те, кто держали холодный пакет, впоследствии выражали в анкете большее одиночество, по сравнению с теми, кто держал теплый пакет.

Другой эксперимент показал, что этот феномен может иметь прикладное значение – как только мы соприкасаемся физически с теплой средой, объектами – мы становимся менее одинокими. Интересно, что эта связь отлично выражается в нашем языке – “теплая встреча”, “холодный человек”, “горячий восторг” и тому подобное. Еще один эксперимент подтвердил существование такого семантического эффекта. Психологи давали участникам эксперимента почитать два коротких эссе. В обоих рассказах речь шла по девушку, и единственное отличие заключалось в том, что в одном рассказе она принимала душ, а в другом – кроме него еще и ванну, в тот же самый день. Так вот, во второй версии, участники полагали, что она менее одинока (и несчастна, если угодно).

плюшевый мишкаРанее я писал, что социальную изоляцию и чувство одиночество может снизить собака: Про собак, Достоевского и сопереживание. Из свежих журналов. Но если у вас нет собаки, можно обойтись и без нее. Недавнее исследование (Tai, Zheng, & Narayanan, 2011) обнаружило, что если дать человеку плюшевого мишку, то чувство одиночества также уменьшается. В двух экспериментах ученые манипулировали участниками так, чтобы создать у них чувство социальной изолированности. Затем некоторых из них просили подержать плюшевого мишку, и после этого люди становились контактны и довольны, и чувствовали себя социально включенными. Другая заметка рассказывала о том, что просмотр романтических фильмов тоже согревает от одиночества: Романтика согревает.

Все это действует подсознательно – мы можем не подозревать об этом сознательно. Однако теперь, зная об этом, мы сознательно может влиять на свое состояние, и состояние других.

Теперь понятна одна из причин, почему девушки любят смотреть романтическое кино, принимать ванну и спать с плюшевым мишкой. И правильно делают – это полезно и согревает, избавляет от чувства одиночества и делает их добрее. Проверено экспериментальной когнитивной психологией.

Bargh, J., & Shalev, I. (2011). The substitutability of physical and social warmth in daily life. Emotion. DOI: 10.1037/a0023527.

Tai, K., Zheng, X., & Narayanan, J. (2011). Touching a teddy bear mitigates negative effects of social exclusion to increase prosocial behavior. Social Psychological and Personality Science, 2 (6), 618-626, DOI: 10.1177/1948550611404707.