
«Процент населения, которое ходит с этой проблемой, будет только увеличиваться», — предсказывает один из экспертов.
Потеря обоняния или вкуса — один из самых распространенных симптомов COVID-19. Обычно эти чувства приходят в норму в течение нескольких недель, но по мере распространения коронавирусных инфекций врачи опасаются, что значительное число пациентов сталкивается с долгосрочной или даже постоянной проблемой.
Потеря обоняния, которое затем влияет на вкус, может иметь более серьезные практические и психологические последствия, чем люди думают, влияя на все — от аппетита до отношения человека к миру.
По словам доктора Ракеша Чандры, исследователя из Центра обоняния и вкуса при Медицинском центре Университета Вандербильта в Нэшвилле (штат Теннесси), пострадает целое поколение людей.
«Я не думаю, что COVID исчезнет. Я думаю, мы увидим вспышки, похожие на несколько холмов, причем каждый последующий холм будет меньше предыдущего», — сказал Чандра, который также является профессором отоларингологии и заведующим отделением ринологии и хирургии основания черепа в больнице.
«С каждым из них будет определенный процент людей, у которых будет полная или почти полная потеря обоняния, а поскольку люди обычно не умирают от COVID, процент населения, которое ходит с этой проблемой, будет только увеличиваться».
Когда Чандра и его коллеги опросили более 1000 взрослых пациентов с COVID-19, почти 11% сообщили о частичной или полной потере обоняния более чем на шесть недель.
Другие исследования были еще более тревожными. Опрос 798 взрослых пациентов с COVID-19, потерявших обоняние и вкус, проведенный исследователями из Медицинской школы Университета Содружества Вирджинии в Ричмонде, показал, что около 20% так и не восстановили функцию обоняния к шести месяцам после заражения.
Этот процент – «очень много людей, учитывая, что COVID-19 поразил миллионы людей», — сказал в своем заявлении доктор Эван Райтер, медицинский директор Центра расстройств обоняния и вкуса в VCU Health и соисследователь исследования.
По состоянию на октябрь Всемирная организация здравоохранения сообщила о более чем 237 миллионах подтвержденных случаев заболевания COVID-19. Если оба исследования отражают ситуацию в мире, то десятки миллионов людей по всему миру могут ходить с ослабленным обонянием через несколько месяцев после заражения.
Чандра подозревает, что по мере длительного наблюдения за большим количеством людей, число пациентов с COVID-19, которые навсегда теряют обоняние, установится на уровне 5-6% или около того.
Большинство людей не считают это чем-то серьезным, но последствия могут быть разрушительными. Пища — важная часть того, как мы наслаждаемся повседневной жизнью, и потеря обоняния лишает человека большей части сенсорного удовольствия. Другие запахи, такие как аромат цветов, духов, дождя или свежескошенной травы, тоже исчезают. Даже ваш дом имеет свой неповторимый запах — чувствовали бы вы себя дома без него? Также нет системы оповещения о дыме или испортившейся пище.
«Мы принимаем как должное то, что мы чувствуем запах. Но мы буквально живем в среде жидкого воздуха, и с помощью обоняния мы постоянно исследуем окружающую среду… взаимодействуем с ней момент за моментом, просто дыша, вникая в ее тонкости», — говорит Чандра.
«Отсутствие этого очень отвлекает… возникает некое ощущение отключения».
Запах также поступает в часть мозга, связанную с эмоциональными чувствами и памятью, добавил он, так что это сложная часть нашей психологии.
В недавнем опросе взрослых с COVID-19-ассоциированными «нарушениями обоняния и вкуса» 87% жаловались на снижение удовольствия от еды, а 43% сообщили о депрессии.
Возможно снижение аппетита, что приводит к потере веса, хотя Чандра отметила, что некоторые пациенты могут набирать вес, потому что они едят больше соли и сахара, чтобы компенсировать свои измененные чувства. Вкусовые рецепторы на языке по-прежнему позволяют людям определять, что на вкус сладкое, кислое, горькое или соленое, но для восприятия вкуса необходимо обоняние.
Что можно сделать?
По словам Чандры, новый коронавирус не оказывает прямого воздействия на обонятельные нервные клетки; вместо этого он, по-видимому, заражает окружающие их поддерживающие клетки. Даже у пациентов с длительной потерей обоняния, возможно, обонятельная система в конечном итоге перестроится, что позволит вернуться к нормальной жизни, добавил он.
Люди моложе 40 лет имеют больше шансов восстановить потерю обоняния и вкуса, связанную с COVID-19, чем пожилые люди, обнаружили исследователи из Медицинской школы Университета Содружества Вирджинии.
Как бы неприятно это ни было, пациенты, которые переходят от отсутствия запахов к искаженному обонянию — когда все пахнет гнилью или иначе, чем раньше, — вероятно, имеют лучший прогноз, потому что это означает, что у них есть какая-то основная нейронная функция, отметил Чандра.
Чтобы повысить шансы на восстановление обоняния, и он, и Райтер рекомендуют обонятельную тренировку с использованием эфирных масел, которая включает в себя вдыхание таких ароматов, как роза, лимон, эвкалипт и гвоздика, в течение нескольких секунд дважды в день на протяжении не менее трех месяцев. Это может помочь частично восстановить способность определять и различать запахи.
«Потенциально, это может заставить людей немного лучше настроиться на тот уровень функции, который у них остался, чтобы сделать их более чувствительными и лучше использовать оставшиеся сенсоры и нейроны, которые работают», — сказал Райтер. «Это недорого и с низким риском».
Пациенты также могут попробовать противовоспалительные стероиды, которые выпускаются в виде назальных спреев — лечение, которое обычно предназначено для людей с хроническим синуситом: «Мы заставляем людей промывать ими нос. Это может помочь, а может и нет. Это ничему не вредит», — говорит Чандра.
Еще одним вариантом, который можно попробовать, является противовоспалительная диета с высоким содержанием омега-3 жирных кислот, добавил он.
Если пациенты заразились COVID-19 три месяца назад и все еще не чувствуют запахов после того, как попробовали все эти способы, их органы чувств, вероятно, не вернутся к тому состоянию, в котором они были до заражения, отметил Чандра.
Таким пациентам может помочь технология, похожая на кохлеарный имплантат — устройство, которое использует датчик для обнаружения молекул запаха в воздухе и сообщает мозгу, что нужно почувствовать правильный запах. Исследователи из Университета Содружества Вирджинии работают над таким решением.
Потеря обоняния является основным симптомом COVID-19. Более года связь между вирусом и потерей обоняния оставалась загадкой. Но теперь ученые, возможно, раскрыли причину этого явления.
Помимо сухого кашля, одним из характерных признаков COVID-19 является потеря обоняния. Это происходит не со всеми, кто заразился вирусом (одно исследование показало, что 41 процент людей с COVID-19 потеряли обоняние), и сроки, в течение которых это может продолжаться, различны. Специалисты по инфекционным заболеваниям все еще пытаются выяснить, как вирус может привести к потере обоняния. По данным Harvard Health, одна из теорий заключается в том, что вирус повреждает сустентакулярные клетки — тип клеток, которые помогают обонятельным нейронам.
Еда – одно из гарантированных удовольствий, и COVID-19, помимо всего прочего, нападает и на это. Один из частых симптомов вирусного заболевания, в 85% случаях — потеря обоняния, полная или частичная. Вирус, вызывающий COVID-19, присоединяется к белкам ACE2 в обонятельном эпителии, ткани внутри носа, где расположены рецепторы запахов. Атака вируса вызывает воспалительный процесс, и рецепторы теряют способность захватывать молекулы ароматических веществ. Как только вирусная инфекция побеждена, рецепторы восстанавливаются, и обоняние возвращается к норме. Но не у всех: у некоторых людей обоняние либо не возвращается, либо возникает паросмия – искажение восприятия запахов. Например, запахи мяса, лука, чеснока, яиц начинают вызывать отвращение.
Около 50% людей, у которых подтверждено наличие COVID-19, сообщают о потере или ухудшении обоняния. Но означает ли это, что вирус нейроинвазивен через обонятельные нейроны? Новое исследование пришло к выводу, что обонятельный нерв — маловероятный путь заражения головного мозга, что считается редким явлением у людей.
