Category Archives: Подсознание

Аутсорсинг возмездия

Содом и ГоморраНаказание за преступление или проступок – необходимая деятельность любого человеческого общества. Психологические эксперименты показали, что когда проступки остаются безнаказанными, преступники начинают процветать (Gürerk, Irlenbusch, & Rockenbach, 2006). Процесс наказания, впрочем, тоже стоит ресурсов: поиск нарушителей, организация следствия, судебного процесса, заключения, и другие затраты для общества.

Религиозное мировоззрение отвечает, или должно отвечать, этим вызовам. Религия предполагает, что людьми управляет божество, определяющее моральные принципы, и наказывающее или вознаграждающее соответствующее поведение. И это была бы идеальная ситуация, согласитесь – мы могли быть уверены, что «бог накажет», и не беспокоиться о справедливом возмездии. Божество, по определению, — идеальный агент для такой деятельности: оно вездесуще, и ничего не скроется от его внимания, оно – источник моральных норм и непревзойденный арбитр в вопросах справедливости, и оно обеспечивает неотвратимость и адекватность наказания. Это позволило бы нам тратить меньше общественных ресурсов на наказания, и относиться к преступникам спокойнее, помня, что есть кому их наказать.

Предположение, которое возникает в этой связи, такое: если религиозные люди так думают, то они должны быть более снисходительны и мягче к нарушителям. Вот группа канадских и американских психологов (Laurin et al., 2012) решила это выяснить в ходе пяти экспериментов.

Вот какие результаты и выводы:

  • Удивительно, но религиозные люди склонны называть за проступки жестче и больше, чем нерелигиозные;
  • Религиозные люди имеют мировоззрения в широком спектре, и концепция о карающем боге, может быть неизвестна или казаться не очень существенной для некоторых. Однако, когда им такая концепция объясняется или напоминается, явно или скрыто, люди начинают относиться к проступкам мягче, справедливо уступая эту роль божеству;
  • Эксперименты подтвердили исторические данные, что большие по размерам общества (где сложнее определять нарушителя норм) и/или бедные в ресурсах общества, больше верят в карающего бога, потому что это может решить эти сложные и дорогие проблемы, снижая нагрузку на общество.

Gürerk, Ő., Irlenbusch, B., & Rockenbach, B. (2006). The competitive advantage of sanctioning institutions. Science, 312, 108–111. doi:10.1126/science.1123633.

Laurin, K., Shariff, A. F., Henrich, J., & Kay, A. C. (2012). Outsourcing punishment to God: beliefs in divine control reduce earthly punishment. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 279(1741), 3272-3281.


Микровыражения лица и следующий президент США

Предсказание результатов президентских выборов в США по микровыражениям лица Любопытное онлайн исследование, в котором можно принять участие, не сходя с места.

Суть его заключается в следующем: вы позволяете вебкамере вашего компьютера записывать вас в то время, когда вы просматриваете короткий ролик. В ролике говорят оба кандидата в президенты США – Митт Ромни и Барак Обама. Даже незнание английского языка, по сути, не имеет значения. Программное обеспечение проанализирует ваши эмоции, которые отразились в микровыражениях вашего лица, в ходе просмотра. Уже тысячи записей были сделаны в сентябре и октябре. Программа, обработав большой массив данных, выдаст предсказание о том, кто победит на выборах.

Все это происходит анонимно, и конфиденциально. Эксперимент проводится Патриком и Касей Везовски (Patryk Wezowski & Kasia Wezowski), экспертами по микровыражениям лица.

Результаты вы сразу не увидите, но если хотите, можете подписаться там же, на сайте, и отчет вам отправят, в конце октября. В письме, подтверждающем ваш емейл, вы найдете также ссылку на бесплатный тест проверки ваших способностей различать эмоции. Там есть и платные предложения, поэтому сообщаю, что никаких коммерческих интересов у меня с ними нет.

В начале статьи описаны шаги для участия, а вот и ссылка на эксперимент.


Взгляд в центр

бутылочки с энергетическим коктейлемЕще одно исследование, подтверждающее эффект центральности выбора, о котором я уже писал (Какая попа лучше?). Мы предпочитаем выбирать центральный объект во множестве ситуаций – и центральную кабинку в публичном туалете, и диспенсер с бумагой для вытирания рук там же, стул в ряду стульев, и многое другое. Происходит это в среднем в 71% случаях (Christenfeld, 1995)

В серии экспериментов с использованием ай-трекера (eye-tracker) ученые предлагали участникам сделать выбор, предлагая вниманию ряд товаров. А предлагались им вымышленные витамины, энергетические напитки и шоколадки. И продукт в центре получал больше фиксаций, они были дольше, и, соответственно, общая длительность фиксаций была больше. Люди, как правило, начинают смотреть в центр, и заканчивают взглядом туда же.

Так, например, в одном эксперименте было выставлено три выдуманных энергетических напитка (как на картинке в начале статьи), и ученые меняли их расположение (слева, в центре, справа) для 84-х участников эксперимента. И, вне зависимости от категории напитка (если вы заметите, они как бы для разных целей), и названия, люди чаще выбирали тот, что находился в центре. Нельзя сказать однако, что это центральный продукт был оценен более высоко, чем другие. Эти эксперименты смогли избавить результаты от большого количества мешающих факторов, потому что все товары были вымышленные, практически ничем не отличались  и были даны в изоляции от других объектов. Это, с другой стороны, упрощает действительность, потому что бренд мог привлечь внимание человека в то место, где он находится, даже если оно не центральное.

Очень любопытная находка выявилась: люди выбирали центрально расположенный объект по отношению к другим объектам, даже если он находился не в центре их визуального поля.

Ну, и главное — мы не отдаем себе в этом отчета, и многие наши решения были приняты благодяря этому эффекту, невзирая на то, что мы думали о товаре или другом объекте. Интересно, зная это теперь, сможете вы делать более сознательный выбор?

Atalay, A. S., H. Bodur, O., & Rasolofoarison, D. (2012). shining in the center: central gaze cascade effect on product choice. Journal of Consumer Research. http://www.jstor.org/stable/10.1086/665984.

Christenfeld, N. (1995). Choices from identical options. Psychological Science, 6: 50–55.


Как не знать, что чувствует другой

женщина плачет, грузино-российский конфликт 2008 годПсихологи из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре (Ma-Kellams & Blascovich, 2012) обогатили наши знания о еще одном феномене денег (другие мои заметки про деньги).

Участников первого эксперимента разбили на две группы, и одной сказали, что если они смогут правильно (с точностью 98%) определять чувства актеров в коротком эмоционально-заряженном фильме, который им сейчас покажут, то они получат 100 долларов. Второй группе сказали, что это игра на определение эмоций, и они заработают очки за правильные ответы, которые, в свою очередь, позволят им выиграть приз, 100 долларов. То есть разница между группами была во фрейминге задачи: заработать деньги или поиграть в игру. В дополнительном эксперименте, участникам контрольной группе вообще ничего не обещали.

Как и предсказывалось гипотезой, оба эксперимента показали, что деньги как финансовый стимул приводят к худшим результатам в оценке эмоционального состояния других. Мы становимся эгоистичнее и концентрируемся на себе, а эмпатия требует именно вовлеченность в эмоциональный мир других. Интересно, что результаты разнятся с предыдущим исследованием (Klein & Hodges, 2001), где аккуратность распознавания эмоций, наоборот, повышалась в результате денежного стимула. Но авторы указывают, что там стимул был всего 8 долларов, и множество исследований показывают, да и вы сами согласитесь, что размер денежного стимула имеет значение на психологические изменения.

Когда у нас полно денег, нам как-то не до других и их эмоций. И, вероятнее всего, когда кому-то платят большую зарплату за заботу о других, то получают не очень хороший результат.

Klein, K., & Hodges, S. (2001). Gender differences, motivation, and empathic accuracy: When it pays to understand. Personality and Social Psychology Bulletin, 27, pp. 720–730

Ma-Kellams, C., & Blascovich, J. (2012). The ironic effect of financial incentive on empathic accuracy. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.08.014]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 5 September 2012.

Фото Reuters.


Послушные люди и религия

церковьПредыдущие эксперименты показали, что у людей, послушных по характеру, религиозная атрибутика активирует мысли о покорности, смирении и послушании, а также увеличивает вероятность согласия на акты возмездия, к которым призывают авторитетные для них фигуры (Saroglou, Corneille, & Van Cappellen, 2009).

Недавнее исследование по той же теме искало ответ на вопрос, что происходит с отношением к информации у людей, если воздействовать на них религиозным праймингом. Таким праймингом может служить как простое изображение креста, фотография церкви, икона на панели проезжающей мимо вас машины и подобное.

Две группы людей, одна контрольная, другая экспериментальная, приступили к задачам на вынесение суждения. Перед началом задания экспериментальная группа получила религиозный прайминг. Производился он так: на мониторе показывали набор букв, которые участники должны были охарактеризовать как слово или не-слово. Обычная отвлекающая внимание задачка. А до этого на экране возникало на 15 миллисекунд слово из списка связанных с религией слов: небеса, обедня, ангел, крещение, молитва, благословление, спасение, нимб, душа, вера рождество, и другие. Контрольная группа видела слова типа: рубашка, молоток, лестница, новости, облако и т.п.

Задача на суждение была следующая (Castelli et al., 2001): на мониторе показывали тексты, сплошь состоящие из слов, сделанных из буквы «а». Тексты показывали на 4 секунды, и надо было оценить, сколько букв было показано. А количество букв было от 148 до 1,156! Для облегчения задачи участникам давали готовые ответы, все разные, про которые было сказано, что это ответы трех людей, решавших эти задачи до них. Это говорилось для того, чтобы создать у участников чувство конформизма, склонность соглашаться с мнением большинства, возникающее уже при трех людях. Ответы были в 20%, 25% и 30% выше или ниже реального количества букв «а».

Ну как к этому можно относиться? Можно смотреть, чего там наделали до тебя, а можно делать все самому, тем более что нет уверенности, что среди предложенного есть правильный ответ. Экспериментаторов же интересовало степень отхода от предложенных ответов. Они понимали, что конформизм будет у всех, но у кого он проявится ярче?

Как и ожидалось, те, кто получил заряд религиозности, были склонны приспосабливать свои ответы на основе ответов других. Особенно это касалось людей, уже склонных к послушанию. Интересно, что замеряли и религиозность участников, и оказалось, что она не влияла на конформизм. То есть, не религиозность делает человека послушным влиянию извне, а религиозная атрибутика может вызывать у людей, покорных по характеру,послушание и подчинение авторитетам.

Любопытный феномен неосознаваемого влияния религии на общественное поведение.

Castelli, L., Vanzetto, K., Sherman, S. J., & Arcuri, L. (2001). The Explicit and Implicit Perception of In-Group Members Who Use Stereotypes: Blatant Rejection but Subtle Conformity. [doi: 10.1006/jesp.2000.1471]. Journal of Experimental Social Psychology, 37(5), 419-426.

Saroglou, V., Corneille, O., & Van Cappellen, P. (2009). Speak, Lord, your servant is listening: Religious priming activates submissive thoughts and behaviors. The International Journal for the Psychology of Religion, 19, 143–154.

Van Cappellen, P., Corneille, O., Cols, S., & Saroglou, V. (2011). Beyond mere compliance to authoritative figures: Religious priming increases conformity to informational influence among submissive people. International Journal for the Psychology of Religion, 21(2), 97-105. doi:10.1080/10508619.2011.556995.


Буркинианцы и красный цвет

Фотография женщины на красном и синем фоне, использованая в экспериментеЕще одно исследование по красному цвету, которое хотело ответить на вопрос об универсальности его восприятия. Ведь если это не культурный, и эволюционный феномен, то он должен наблюдаться во всех культурах. В поисках ответа группу канадских и американских психологов (Elliot et al., 2012) занесло в Буркина-Фасо, в небольшую деревню, заселенную семьями, занятыми в сельском хозяйстве и живущими в глиняных домиках без электричества и водопровода. Деревня имеет немного связей с внешним миром, из-за непроходимой бедности.

Исследователи столкнулись с двумя важными моментами:

  • Красный цвет в Буркина-Фасо – цвет неудач, болезни и смерти.
  • Местное общество довольно пуританское, и получить правдивые ответы на вопросы, касающиеся секса, довольно трудно.

Сорок мужчин (средний возраст 26 лет), согласились участвовать в обмен на большую чашку риса. Половине из них показывали фото женщины на красном фоне, другой половине — на синем, как показано на картинке в начале статьи. Мужчины смотрели на фото 5 секунд, а потом отвечали на вопросы: Насколько привлекательна эта женщина, по вашему мнению? Хотели бы встречаться с этой женщиной? Согласитесь встретиться и поговорить с этой женщиной? Хотели бы вы заняться сексом с этой женщиной? Вы думаете, ей интересен секс? Насколько бы нравилось бы вам эта женщина, если бы вы ее знали?

В общем, кошмар переводчика, потому что мужчины говорили на местных диалектах, у которых, к тому же, нет письменности. Там была сложная логистика перевода.  Ответ на каждый вопрос заключался в указывании на кружочек вот такой линейки (крайний слева – Ни за что! а крайний справа — Да, очень):
Шкала определения предпочтенияНикогда раньше не видел такой шкалы, а ведь, в самом деле, народ там особо не рефлексирует, и «пальцем покажи» работает лучше всего.

И вот что получилось:

График, показывающий зависимость цвета на предпочтения в поведении

Мы видим, что красный цвет все-таки имеет эволюционную природу; наша реакция на него «вшита», и, как было показано, действует и на буркинианских мужчин, несмотря на то, что считается весьма плохим цветом. Какие они все-таки романтики!

Elliot, A. J., Tracy, J. L., Pazda, A. D., & Beall, A. T. (2012). Red enhances women’s attractiveness to men: First evidence suggesting universality. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 13 August 2012. In Press, Accepted Manuscript. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.07.017].


Красный цвет и сексуальная привлекательность в разном возрасте

RihannaДовольно много недавних исследований показали, что красный цвет на женщинах и даже как фон для женщин увеличивает их сексуальную привлекательность для мужчин. Я писал об одном таком (Что надеть на свидание и что из этого может получиться).

Недавно, двое ученых из Германии (Schwarz & Singer, 2012) обратили внимание, что в таких исследованиях, женщина, чью сексуальную привлекательность оценивают, как правило, молодая, в репродуктивном возрасте. А что будет, если взять женщину за 50? Если красный цвет сигнализирует репродуктивность на подсознательном уровне как эволюционная программа, то он не сможет изменить сексуальную привлекательность женщины в постклимактерическом возрасте. А если же красный цвет – исключительно культурный феномен, то тогда он будет работать для женщин любого возраста.

Ученые пригласили 60 молодых (средний возраст 25 лет) и 60 не совсем молодых (средний возраст 53 года) мужчин, и показывали им фотографии девушки, возраста около 24 лет, и женщины 48 лет. Обе женщины были предварительно оценены независимыми судьями как достаточно привлекательные, и на фотографиях были как на красном, так и на белом фоне. У всех участников собирали данные о привлекательности, уме, предполагаемом характере и желании заняться сексом с изображенной женщиной. Заметьте, что ученые разделяли сексуальную и физическую привлекательности.

И вот какие результаты получились:

  • Молодая девушка была оценена как более сексуально привлекательная, чем женщина под 50 для всех мужчин;
  • Для мужчин в возрасте женщина постарше казалась сексуальнее, чем для молодых;
  • Молодая девушка на красном фоне казалась более сексуальной, чем она же на белом;
  • Для старшей по возрасту женщины фон не играл роли в сексапильности;
  • Интересно, что мужчины считали, что сексуальная привлекательность определяется следующими факторами: выражение лица, одежда и только потом фон. Это означает, что они не знали и не понимали влияния фона на свое поведение;
  • Физическая привлекательность молодой девушки получила больше баллов, чем у старшей по возрасту, вне зависимости от цвета фона;
  • Оценки характера и ума не отличались в зависимости от возраста и фона для всех мужчин.

Итак, влияние красного цвета на нас – не культурный феномен, а довольно устойчивая программа. Если вы молоды, то красный фон или платье могут сделать вас более сексуальными в глазах всех мужчин, но не изменят восприятие вашей физической привлекательности, вашего ума и характера. Ну, а если вам даже под 50, и тогда есть мужчины, которые будут считать вас весьма сексапильными, и цвет дивана, на котором вы сидите, для них значения иметь не будет.

Schwarz, S., & Singer, M. (2012). Romantic red revisited: Red enhances men’s attraction to young, but not menopausal women. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 18 August 2012. In Press, Accepted Manuscript. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.08.004].