Category Archives: Будущее

Будущее для детей

приключения, мальчик

Короткий разговор с ребенком о прошлом или будущем помогает им принимать лучшие решения в жизни, даже спустя годы.

Дети только к 3 годам начинают понимать концепцию будущего. Под концепцией не имеется в виду что-то по-философски сложное. Например, вы знаете, что на улице прохладно и ветрено, и вы уверены, что надеть шапочку будет в самый раз. Вы предвидите, как вы будете ощущать себя через минуту, выйдя из дома. Такой ход мысли кажется естественным, но не для маленького ребенка – сейчас он разгорячен играми в теплом доме, и шапка на голове ему не нужна. Ему просто трудно или даже невозможно представить, как он будет чувствовать себя в ближайшем будущем.

Нам хотелось бы, чтобы наши дети умели смотреть в свое будущее, ведь чем лучше они могут это делать, тем лучше их шансы счастливой и успешной жизни. Если ребенок не может представить будущее, он может жить только сегодняшним днем. «Живи настоящим» может и звучит красиво, но в реальности это приводит к пренебрежению завтрашними планами, и к стремлению к удовольствиям и наслаждениям здесь и сейчас. Это неизбежно ведет к рискованному поведению, вроде наркомании, подростковой беременности.

Напротив, даже элементарное   представление о будущем определяет количество лет, сколько ребенок будет учиться, дает защиту от опасных подростковых соблазнов, раннего брака и криминального поведения. Это определит даже состояние здоровья и уровень дохода через 20 лет.

В недавнем исследовании психологов из Бостонского университета детей просили поразмышлять о прошлом и будущем. После этого они прошли несколько тестов, которые должны были показать, как работает представление о будущем.

Как можно поговорить с ребенком:

Положить на стол три листа, и написать на них — на центральном «сейчас», слева — «до сейчас», а справа — «после сейчас».

Разговор о близком будущем:

Ребенку говорят: а сейчас мы поговорим о «после сейчас». «После сейчас» – это то время, когда мы закончим с тобой говорить, и ты пойдешь в класс, а потом ты пойдешь домой, а еще потом, вечером, ты ляжешь в свою кровать спать.

Можешь ты нарисовать картинку как ты ложишься спать сегодня вечером?

Когда ребенок заканчивает картинку, экспериментатор кладет картинку на поле, обозначенное как «после сейчас». Психолог говорит ребенку: «Мы положим это туда, потому что это случится «после сейчас».

Затем просит ребенка придумать еще события в ближайшем будущем, задавая следующие вопросы:

1) Что ты будешь делать сразу же после этой игры, когда ты пойдешь назад в класс?

2) Что ты будешь делать, когда придешь из садика домой?

3) Что ты будешь делать, когда пойдешь спать?

Задав первый вопрос, экспериментатор либо получает 5 вариантов, либо ответ ребенка, что ничего не приходит в голову, и задает следующий вопрос. В следующий раз с ребенком можно поговорить о прошлом. Он строится точно также, только тема разговора – прошедшие 24 часа.

Любопытно, что размышлять о недавнем прошлом или близком будущем имеет одинаковый положительный эффект. Это происходит потому, что для такой работы мозг использует один и тот же регион мозга, и конструирует образы из одних и тех же «кирпичиков».

Тесты:

Тесты, которые давали детям – простые, и вы легко можете провести их сами. Вы можете провести тест до разговора о будущем, и/или после. Кратко можно сказать так: высокие баллы по этим тестам – хорошо, это показывает способность принимать качественные решения и планировать, основываясь на представлении о будущем.

Перспективный тест памяти:

Ребенку показывают деревянную коробочку и говорят, что там для него лежит подарочек, который он получит после всех заданий. Исследователь говорит ребенку, что тот должен напомнить открыть коробочку в конце.

Исследователь даже добавляет, что он часто забывает такие вещи, и что «когда я скажу «ну, вот мы и закончили», ты мне напомнишь открыть коробочку». В конце занятий экспериментатор многозначительно и сообщает «Ну вот, мы и закончили».

Если через 10 секунд после окончания ребенок не напоминает, экспериментатор говорит: «Ты ничего не должен мне напомнить?» и ждет еще 10 секунд. Если ребенок и после этого не вспоминает, то экспериментатор открывает коробку, достает подарок и отдает ребенку.

Ребенок получает 2 балла, если он сам напоминает о подарке после слов «мы закончили». 1 балл – после первого напоминания, и 0 баллов – если не вспоминает.

Мысленное путешествие во времени:

В это тесте детям показывают картинку, например, леса, и просят притвориться, что сейчас им надо будет пройти через этот лес. «Давай притворимся, что ты сейчас пойдешь по этой дорожке через лес. Давай приготовимся к походу!»

Затем ребенку показывают три предмета: бутылка с водой (правильный ответ), растение в горшочке (семантический близкий к лесу предмет) и подарок в коробке (отвлекающий внимание предмет). «Какой из этих предметов ты возьмешь с собой?» спрашивают ребенка, а после выбора: «И зачем тебе понадобится этот предмет?»

Делают такое упражнение два раза. Второй раз показывают другую картинку, например: прогулка по пустынной местности (правильный предмет – солнечные очки), по скалистой тропинке вдоль горного ручья (пластырь), через снежный лес (зимняя куртка), прогулка около водопада (плащ-дождевик).

Подсчет очков. За мысленное путешествие – 2 балла, если оба раза ребенок выбирал правильные ответы. 1 балл – если только один раз, и 0 баллов – если ни разу.

Объяснения ребенка тоже приносят баллы: 2 – если оба раза объяснения были правильные, 1 – за одно, и 0 – если были неправильные.

Если ребенок уже школьник, то тесты можно усложнить. Так, можно попросить напомнить о подарке на следующий день. А вместо похода в лес, как в о втором месте, предложить подумать, что стоило бы взять с собой в путешествие по Китаю, или что нужно знать и уметь, чтобы стать директором завода роботов.

Каждый раз делая что-то подобное, ребенку будет удаваться все легче и лучше представлять свое будущее, и это станет, пожалуй, одним из самых важных умений, которое становится все более востребованным с каждым днем.

Atance, C. M., & Meltzoff, A. N. (2005). My future self: Young children’s ability to anticipate and explain future states. Cognitive Development, 20, 341-361.

Chernyak, N., Leech, K. A., & Rowe, M. L. (2017). Training preschoolers’ prospective abilities through conversation about the extended self. Developmental Psychology, 53(4), 652-661.

Guajardo, N. R., & Best, D. L. (2000). Do preschoolers remember what to do? Incentive and external cues in prospective memory. Cognitive Development, 15, 75-97.


Какое будущее вы хотите для себя

дизайн личного будущегоЗнаете ли вы свое будущее? Стоит ли не расслабиться, сarpe diem*, и пусть будет как будет, потому что всё же будет непременно хорошо, так ведь? Или потратить немного времени и вообразить свое будущее, соблазнить свой мозг этим представлением, чтобы он начал искать все возможности и пути достижения, повышая шансы, что оно сбудется?
*живи настоящим

Захотите уверенности – курс Дизайн личного будущего стартует уже 1 октября. Курс обновился и стал гибким: вы можете двигаться со своей скоростью.

  • 20 часов практических занятий над своим желанным будущим. Можно уложиться и в две недели, четыре или десять – решать вам. Курс будет открыт для вас в течение года
  • Упражнения и тесты
  • Самые эффективные техники лучшего конструирования представления своего будущего.
  • Живая встреча онлайн раз в неделю – для вопросов и ответов.
  • Общение в закрытой группе по всем вопросам курса

С первого же дня вы начнёте делать дизайн своего будущего. Вы будете узнавать новое, и улучшать картину желанного будущего- шаг за шагом, день за днём, совершая ошибки и делая открытия.

К концу курса, кем бы вы ни были, у вас сложится ясное, полное и эффективное представление о своём будущем. И не только: вы активируете его так, что ваш мозг будет постоянно искать и находить способы претворения его в реальность.

Записаться


Вести с полей. Место силы

лаборатория экспериментальных исследованийНесколько месяцев назад случайно наткнулся на исследование, которое показало буквально следующее: можно, прикоснувшись к человеку, и сказав всего пару слов, серьезно нарушить состояние его организма. Хотя процесс занимает время, вред начинается буквально с первой же минуты. Не требует веры, внушаемости или даже понимания. Вообще-то, это – побочный эффект от безобидной, казалось бы, экспериментальной процедуры. Я не буду рассказывать, как это делается, ибо мало ли кто это читает. Это может походить на некую разновидность вуду, но это вполне научно подтвержденный эффект.

Поскольку я сам-то ужасно добрый человек, меня заинтересовал, не вред, который можно нанести человеку, а польза. Возможно ли с такой же легкостью сделать обратное, и укрепить или восстановить здоровье? Кажется, что разрушать всегда легче, и так вроде пока и выходит.

Путь оказался причудливым: я познакомился с принципами Фельденкрайза, экспериментами с дополненной реальностью и невесомостью, и другими необычными штуками. Но, во всяком случае, получился рабочий прототип – психологическая техника, которая, по гипотезе, должна оказывать очень мощное оздоравливающее действие.

Пока, в ходе рабочих тестирований, требуются десятки минут, чтобы просто ожидать минимальный эффект. И неожиданно – неожиданно потому что, в последнее время у меня была тенденция использовать психологические методы в портативной форме, в виде, например, мобильного приложения. А теперь опять возникла необходимость в лаборатории как месте, где можно проводить длительные по времени эксперименты, в атмосфере тишины и покоя.

Потому что оказалось, что человека все же надо вытаскивать из обычной среды с мириадами раздражителей и захватчиков внимания, и погружать в нужную атмосферу.

Поэтому я начал искать место для лаборатории и это будет очень крутое, фантастическое место силы и восторга, ей-ей.

лаборатория экспериментальных исследований


Вы знаете больше, чем вам кажется

нейропредсказаниеВ недавнем номере New Scientist была опубликована статья (Thomson,  2017) про исследование, из тех, про которые можно думать днями, и многократно возвращаться через месяцы или даже годы.

Суть такая: людей попросили посмотреть на кампании по сбору средств в KickStarter, и быстро решить, стали бы они ее поддерживать своими деньгами. Люди также высказывались, нравится ли им проект, и достигнет ли он целей финансирования. В это время люди находились в функциональном томографе, и у них регистрировали активность мозга.

Через несколько недель кампании на KickStarter закончились, и финансирование получили 18 проектов из 36 показанных.

Ученые посмотрели на сканы и обнаружили, что когда люди смотрели на проекты, которые станут успешными, активность в прилежащем ядре (Nucleus accumbens) была несколько другой. Прилежащее ядро участвует в системе вознаграждений, формировании удовольствия, смеха, зависимости, агрессии, страха и эффекта плацебо.

Специфическая активность в регионе мозга могла предсказывать, достигнет ли проект успеха, в 59.1% случаях, тогда как сознательная оценка людей – в 52,9% случаях. Эта существенная, хотя и не сногсшибательная разница.

Ученые были так впечатлены, что повторили эксперимент, с другими людьми и другими кампаниями, и получили тот же результат. Субъективное предсказание: аккуратность 55.8%, p > .05. Активность мозга: аккуратность прогноза 61.1%, p = .002.

Немаловажный факт: активность в мозге была выявлена с помощью алгоритма, который тренировали на поиск паттернов. Последующая тренировка на активность всего мозга (а не только на прилежащее ядро) выдавала уже 67% точности прогноза.

Метод исследования (Genevsky, Yoon, & Knutson, 2017) показывает и другие интересные подробности. Так, для принятия решения участник сначала видел картинку проекта в течение 2 секунд, а затем краткий текст в течение 6 секунд. Незамедлительно после этого человек в течение 4 секунд должен был принять решение о поддержке проекта. Следом показывался фиксационный крестик на 2-6 секунды, и новый проект. То есть, никаких взглядов вдаль, поглаживаний бороды и почесываний за ухом: несколько секунд на решение, и сразу следующее, и так 36 раз.

Также интересно, что то, что было показано на картинке, влияло на решение человека поддержать проект. Лицо получало 83%, картинка какого-то места – 17%, и текстовая картинка – 30% от общей доли в принятом решении.

Наш мозг понимает о мире гораздо больше, чем мы осознаем. Это не удивительно, сравнивая возможности объема сознания и других регионов мозга, не обремененных сознанием. Обратите внимание, как очень быстро ученые достигли роста до 67%.

Фактически, ученые разработали готовую модель для нейропредсказаний. Правда, она дорогостоящая и не особо удобная – ведь необходимо загонять людей в fMRI. Есть другой вариант, проще и дешевле, про который я писал несколько лет назад – Как измерить красоту в микровольтах?

Но я думаю, что можно было бы решить эту же задачу, но низкотехнологично. Мне кажется, что время, затрачиваемое на просмотр проекта – огромно, это 8 секунд плюс 4 секунды на принятие решения. За такое время можно много чего успеть сделать, чтобы выяснить ответ, полученный неосознанно.

Есть один метод, правда, он касается не чьего-то, а именно своего будущего. С ним можно познакомиться и попробовать на курсе Дизайн личного будущего.

Genevsky, A., Yoon, C., & Knutson, B. (2017). When brain beats behavior: Neuroforecasting crowdfunding outcomes. The Journal of Neuroscience. 3 August 2017, 1633-16.

Thomson, Р. (2017). Your brain knows the future. Which companies will people invest in? Neuroforecasting may tell us. New Scientist, No 3140, 26 August 2017.


Будущее. Продолжение

эксперимент Желанное будущееЭксперимент “желанное будущее” совместно с журналом «Наша Психология» продолжается.  Закончился первый этап, с любопытными и неожиданными результатами.

Прочитайте здесь: Кому нравятся наши желания

и обязательно принимайте участие!

И да сбудутся ваши светлые мечты!


Все что вы хотели знать о своем будущем

эксперимент Желанное будущееСовместно с журналом «Наша Психология» проводим масштабный научный эксперимент.

Очень рекомендую принять участие, получите уникальные преимущества и знания.

Участвовать.


С Новым годом!

Всех с Новым годом! Желаю вам всяческих успехов и радостей в новом году!

Тем, кто писал по поводу своих новогодних желаний (Как понравиться деду Морозу), получите свои ответы:

Прежде всего общее замечание: за редким исключением, ваши пожелания невероятно скупы и невыразительны, словно с вас берут по доллару за каждую букву. Если вы начнете выражать себя в своих желаниях щедро, глубоко и с деталями – от этого вероятность, что вы воплотите мечту, только увеличится.

Второе замечание – если вы думаете о желании, то, вероятно, о таком, которое сбудется в будущем. Все же это вероятнее, чем желание которое сбудется в прошлом. Многие пишут исключительно о прошлом. Не думал, что когда-то скажу такое (как бы я ни верил в машину времени), но прошлое не вернешь :)

В общем, эти два замечания касаются текстов 040580, ASDA, ЕМ, и Я-2017, которые не дотягивают до состояния желаний.

С00С – Похоже, что ваше желание не сбудется, и вам стоит выбросить его из головы. Или я такой жестокий, чтобы такое писать, или я намекаю на то, что надо что-то сделать? В целом, вероятность того, что ваше желание сбудется, оцененная другими людьми, оказывается ниже даже вашей, и без того печально низкой.

ZHsDS – У вас все получится. У вас редкий случай, когда вы недооцениваете вероятность, в сравнении с другими.  У вас столько вариантов и столько времени, что вашему желанию некуда деваться, кроме как сбыться, даже не сомневайтесь. Ну, и конечно, оно всем нравится.

MTS445 – смотрите, вот сейчас конец декабря и ваше желание не исполнилось. В противном случае – поделитесь чудесной историей. Несколько метрик показывали именно такой исход. Тем не менее, я все же считаю, что ваше желание осуществимо, и по-своему прекрасно. Другое дело, что, чтобы его модифицировать в сторону бОльших шансов, надо проделать достаточно работы. Но те, кто осуществил точно такое же желание, как у вас, а такие люди есть, именно через это прошли. :Даже если им повезло в первый раз, то, чтобы удерживаться в таком состоянии, требуется немало.

Т-34 – Да! У вас прекрасное и “простое” желание и, все говорит о том, что оно сбудется с высокой вероятностью. А знаете почему? Вот это я бы с вами обсудил, если вы свяжетесь, потому что есть любопытный момент.

Для тех, чьих желаний тут нет, это звучит почти бессмысленно. Надо будет сделать нечто подобное, только уже с публикацией желаний и их открытым и аргументированным анализом. Но это уже будет в январе, в новом году.

А пока всех вас еще раз – с новым!