Category Archives: Принятие решений

В бой ведут одни старики

выбор лидера для войныЛюбопытное исследование провел голландский ученый из Университета VU в Амстердаме (Spisak, 2012). В серии экспериментов он представлял участникам лица молодых и пожилых людей, и выяснял, за кого бы они отдали голос, в случае военных действий.

Ситуация довольно парадоксальная: с одной стороны, с возрастом, количество вырабатываемого тестостерона падает, и это ведет к уменьшению агрессии. С другой стороны, именно с возрастом, лидеры стран становятся чаще инициаторами военных действий и конфликтов против других стран. Вероятно, противоречие объясняется все растущим реальным доминированием лидера (когда он зачищает все вокруг себя) и искажением восприятия реальности с его стороны (когда он может искренне поверить в собственное персональное бессмертие), или, как водится, еще десятком других причин.

Так или иначе, предположения автора таковы, что лицо пожилого лидера может восприниматься как признак доминанты, и, соответственно, представлению как лучшего выбора в условиях конфликта.

Сначала людям, разбитым на две группы, предлагалось ознакомиться с один из двух текстов: сценарием мира и сценарием войны (для любознательных они приведены в конце статьи). Затем были показаны измененные (морфированные) лица омоложенного и состаренного Барака Обамы и Джона МакКейна (как на картинке в начале статьи). Лица показывались парами во всех возможных комбинациях.

Результаты: в сценарии войны люди предпочитали выбирать более старого лидера, причем с большим перевесом голосов, в целом, 35% за молодого и 65% за старого. Обама выбирался чуть больше МакКейна. А в мирное время предпочтения избирателей устремлялись к более молодым лидерам.

Перед лидерами может встать вопрос о целесообразности ботокса во время выборов в турбулентные времена! Разумеется, это касается только тех стран, где выборы имеют какое-то значение.

Сценарии:

Война
Ваша страна Таминия находится в состоянии войны с соседней страной, Робанией. Война стала агрессивной, дорогостоящей и беспощадной, без желания сторон идти на уступки. В последнее время Робания мобилизовала свои силы и активизировала бомбардировки. Это заставляет всех жителей вашей страны переживать за собственную безопасность. Вы и ваши сограждане преисполнены решимости установить господство над Робанией для того, чтобы защитить земли, ресурсы и жителей Таминии. В настоящее время ваша страна — в разгаре президентских выборов. Голосуйте за того человека, чье лицо вы видите в каждой паре, который, по вашему мнению, выглядит как лидер, способный спасти страну в это нелегкое военное время.

Мир
Ваша страна Таминия имеет давние дружеские взаимоотношения с соседним Роклендом. Этот союз, однако, становятся напряженными из-за конфликта политики двух правительств. Обе стороны угрожают ограничить торговлю и закрыть границы. Кроме того, был слух, что вооруженные силы будут мобилизованы в течение ближайших шести месяцев. Если это произойдет, почти наверняка случится война. С точки зрения большинства таминианцев, физического конфликта следует избегать любой ценой. Вместо этого, люди хотят восстановить сотрудничество с Роклендом посредством ненасильственного разрешения всех проблем. В настоящее время ваша страна — в разгаре президентских выборов. Голосуйте за того человека, чье лицо вы видите в каждой паре, который, по вашему мнению, выглядит как лидер, способный  обеспечить мир и укрепить связи между народами. 

Spisak, B. R. (2012). The General age of leadership: Older-looking presidential candidates win elections during war. [doi:10.1371/journal.pone.0036945]. PLoS ONE, 7(5), e36945.


Покажи мне всё и я тебя куплю

foos labelУказание на этикетке информации о калориях, жирах, углеводах, белках, нитратах и холестерине, содержащихся в продукте сегодня интересует очень многих. Если человек ищет такую информацию, то он мотивирован выбором «здоровой пищи», или, по меньшей мере, минимизацией вредных добавок и компонентов. Однако вопреки тому, что ему это необходимо для принятия решения о покупке, некоторые производители делают размещение этой информации таким, что ее трудно найти, прочитать или понять. У меня в таких случаях возникают вопросы – либо у производителя продукта есть что прятать (например, содержание транс-жиров и прочей гадости), либо процесс дизайна упаковки у них связан с родственными связями, уходит в традиции столетней давности, либо с еще какими-то экзотическими причинами.

Но для производителя продукта, которым он гордится, и хочет подчеркнуть хороший состав, информация о содержимом должна играть и работать.

Недавнее мета-исследование нейромаркетинговых экспериментов, с использованием ай-трекинга, аппаратуры за слежением движений глаз (eye-tracking), показало (Graham, Orquin, & Visschers, 2012):

1) Прежде всего, ставшую уже классикой, находку в любом нейромаркетинговом исследовании – то, что люди говорят, и то, что они делают – разные вещи. Этикетку с содержанием смотрело гораздо меньше людей в реальности, чем сообщавших, что ее смотрят.

2) Покупатели затрачивают более чем 30% времени на изучение содержания продукта, если он размещен в центре визуального поля, чем на боковых сторонах упаковки. Иными словами, на фронтальной стороне упаковки – лучшее место.

3) Покупатель скорее обратит внимание на состав, размещенный вверху упаковки, чем внизу.

4) Устранение нагромождения визуальных элементов около этикетки с составом также увеличивает время на просмотр.

5) Контрастность, соответствие цветов фона и шрифта усиливает внимание к этикетке.

6) Увеличение размера и поверхность лейбла также привлекает больше внимания.

7) Что интересно и имеет практический смысл, особенно для небольших по размеру производителей, так это тот факт, что в отсутствии известного бренда на упаковке, когда покупатель не может полагаться на память и понятность продукта, информация о содержании может сыграть ключевую роль в принятии решения о покупке (Graham & Jeffery, 2011).

8) Простота сообщений в составе играет значительную роль.

9) Люди особенно смотрят на содержание следующих компонентов: жир, калории, сода и сахар. Последовательность размещения должна диктоваться именно озабоченностью покупателей в том или ином компоненте.

10) Предположительно, только первые 5 строчек информации о содержимом прочитывается, в лучшем случае.

Graham, D. J., & Jeffery, R. W. (2011). Location, Location, Location: Eye-Tracking Evidence that Consumers Preferentially View Prominently Positioned Nutrition Information. [doi: 10.1016/j.jada.2011.08.005]. Journal of the American Dietetic Association, 111(11), 1704-1711.

Graham, D. J., Orquin, J. L., & Visschers, V. H. M. (2012). Eye tracking and nutrition label use: A review of the literature and recommendations for label enhancement. [doi: 10.1016/j.foodpol.2012.03.004]. Food Policy, 37(4), 378-382.


Покемоны и интуиция. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Седьмая

Pokemon MetapodОтношение к чему-то может строиться мириадами способов и путей. Как сознательным образом, так и бессознательным. Например, прочитав массу историй о неприятном поведении людей, объединенных тем, что они состоят в какой-то партии, мы формируем свое отношение ко всем членам этой партии, например, ПЖиВ, и делаем это совершенно сознательно. С другой стороны, привлекательная и сексуальная модель в рекламе рядом с новым напитком, создает по ассоциации,  вполне благоприятное впечатление об этом продукте. Последний пример – оценочное кондиционирование, то есть перенос свойства с одного объекта на другой, первоначально нейтральный. Это автоматический процесс, не требующий участия сознания.

Один из первых экспериментов был сделан еще в 30 годах прошлого века, когда психологи читали политические лозунги, выдавая людям обеды, некоторым – бесплатные. И те, кто получал обед бесплатно, был более склонен соглашаться с сообщением в лозунге (Razran, 1938).

Есть протокол исследования, который изучает оценочное кондиционирование, с использованием фигурок Покемонов. Так, например, на экране монитора показывают две пары Покемонов одновременно – слева и справа. Под картинкой Покемона – его имя, а ниже — слова: например, «плохой» или «прекрасный». Под словами – картинка, скажем, щенка или мороженого, или, негативная, вроде человека с ножом или таракана. Людей просят нажимать на кнопку на клавиатуре только тогда, когда они увидят определенного Покемона, скажем Metapod, изображенного в начале статьи. Эта задача якобы на скорость распознавания и реакции, но ее настоящая цель – оценочное кондиционирование. Затем участникам эксперимента предлагается другая задача – оценить показываемые Покемоны как приятные или неприятные персонажи. И им показывают много Покемонов одного за другим. Как вы догадались, те Покемоны, которые были ассоциированы либо с позитивным словом и образом, получали больше оценок как приятные, а негативно-ассоциированные Покемоны – соответственно, неприятные (Olson & Fazio, 2001). Эти эксперименты – свидетельство того, что наше отношение к чему-то может успешно и незаметно для нас формироваться абсолютно имплицитно, без участия сознания.

Недавние эксперименты (Kendrick & Olson, 2012), используя тех же самых Покемонов, показало, что оценочное отношение, рождающееся имплицитно, очень похоже на интуитивное суждение. Когда людям говорили, что у них хорошее чувство интуиции и им надо принимать решения, полагаясь на свое чутье, то они ярче выражали свое оценочное отношение. То есть, сформированное в подсознании отношение, принимало форму интуитивной догадки, если разрешать себе это делать. Такая же картина происходила, когда людям говорили или напоминали, что они эксперты в этой области. А вот в случаях, когда предлагалось рационально принять решение, уже имеющееся в подсознании информация использовалась в меньшей степени.
Так, например, в известном эксперименте, экспертов просили предсказывать исход баскетбольных матчей, и они это делали, весьма успешно. Однако когда их дополнительно давать объяснения, почему они так думают, то качество предсказаний падало (Halberstadt & Levine, 1999).

Что это означает: у вас есть уже сложившиеся массивы знаний, полученных имплицитно, особенно в областях, с которыми вы связаны многолетней практикой. Чтобы задействовать их, вам надо поверить в свои чувства и эти знания могут выплыть в вашем решении. Это однако не исключает того факта, что то, что вы знаете подсознательно, может быть и неверно. А вот чтобы увеличить вероятность верности суждений, проистекающих из этого скрытого имплицитного массива знаний, надо так же как в эксперименте позволить себе обрабатывать, довольно быстро большой объем информации по выбранной вами области. Скажем, чтобы получить хорошее дизайнерское чутье, можно просматривать тонны журналов и сайтов, заведомо хорошего качества. Тогда в нужный момент вы сможете положиться на свою интуицию, и она вас не подведет.

Halberstadt, J.B., & Levine, G. (1999). Effects of reasons analysis on the accuracy of predicting basketball games. Journal of Applied Social Psychology, 29, 517-530.

Kendrick, R. V., & Olson, M. A. (2012). When feeling right leads to being right in the reporting of implicitly-formed attitudes, or how I learned to stop worrying and trust my gut. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.05.008]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 30 May 2012.

Olson, M. A., & Fazio, R. H. (2001).  Implicit attitude formation through classical  conditioning.  Psychological Science, 12, 413-417.

Razran, G.H.S. (1938). Conditioning away social bias by the luncheon technique. Psychological Bulletin, 37, 481.


Работа в кафе может быть креативной

измеритель шума, для андроидаВ серии 5 экспериментов группа ученых из Канады и США показала, что умеренной громкости шум способствует креативности (Ravi, Zhu, & Cheema, 2012).

Любой нежелательный звук – это шум. Он отвлекает и затрудняет концентрацию на текущей задаче. Это отвлечение зависит от уровня шума – чем он выше, тем сильнее отвлечение. Ученые записали различные шума – в кафетерии, отдаленный шум стройки, движения в слоне машины в городе, и представляли их участникам экспериментов  на уровне 85 dB, 70 dB и 50 dB. В то время как те должны были решать задачи, требующие креативного мышления. Например, Remote Associates Test , тест на отдаленные ассоциации: человеку дают три-четыре слова, и он должен назвать слово, которое их объединяет. Скажем: пиво, телевизор, гол или стекло, футляр, зрение. В другом эксперименте участников просили придумать спальный матрас с новыми характеристиками или вообще нового типа. И вот что выяснилось:

Уровень в 85 dB, эквивалентный шуму машин на оживленной трассе оказался губителен для креативности. Такой шум производит слишком много отвлечения и вмешательства в мыслительные процессы, когда течение мыслей постоянно прерывается, не завершаясь.

Уровень в 50 dB – шум спокойного офиса, оказался также не особенно плодотворен для творчества.

А вот 70 dB – оказалось то, что надо. Такой шум производит достаточно отвлечения, и прерываний в мышлении. Этого оказывается достаточно, чтобы сбиваться с мыслей и начинать мыслить, вероятно, более абстрактно, и значит, креативно.

Сейчас можно скачать и поставить себе на телефон измеритель шума, и проверить, подходит ли то место, где вы пытаетесь творить, и надо ли уменьшить или увеличить шум.  Удачного творчества!

Ravi, M., Zhu, R., & Cheema, A. (2012). Is noise always bad? Exploring the effects of ambient noise on creative cognition. Journal of Consumer Research, 39, December 2012.

Фото отсюда.


私はこれを行うか?

женщины решают проблемуОпять о фрейминге, и не только о нем. Международная группа психологов (Keysar, Hayakawa, & An, 2012) решила посмотреть, как будут решать задачи люди, которые говорят на двух языках. Иными словами, примем ли мы те же самые решения, если их решаем на родном языке, или на втором языке?

Они предлагали задачи, которые были представлены в фрейминговом виде, и, соответственно, можно было предсказать, как люди будут их решать. Например, люди с большей вероятностью будут рисковать, когда им представлена задача в терминах потери. И менее готовы рисковать, когда задача представлена в терминах приобретения. Например, если предложить человеку выбор: 50% шансов, что он потеряет 100 долларов, или 100% шансов, что он потеряет 50 долларов, то человек, с большой вероятностью выберет первый вариант, где есть риск. Однако если выбор структурирован в терминах приобретения, то он будет звучать так: 50% шансов выиграть 100 долларов, или 100% шансов выиграть 50 долларов, то люди выберут последний вариант, как наименее рискованный.

Однако когда такие задачи даются человеку на иностранном языке, когда кореец начинает рассуждать на английском, а русский – на немецком языке, тогдаКак решаются задачи в зависимости от языка предопределенность решений пропадает. Иными словами, мы начинаем рассуждать более рационально. На графике слева показаны результаты эксперимента, как вели себя корейцы, решая задачу со ставками, типа той, которая описана выше. Когда ставки велики, то разница в решениях становится очевидно значительной.

Посему, когда надо подумать о чем-то важном, попробуйте подумать об этом и на другом языке.

Keysar, B., Hayakawa, S. L., & An, S. G. (2012). The foreign-language effect. Psychological Science. First published on April 18, 2012 doi:10.1177/0956797611432178.


О фрейминге

фрейминг - полон или пуст станкан наполовину - зависит от вас.Есть такая классическая задача в теории принятии решения, поставленная Канманом и Тверским (Kahneman & Tversky, 1979) которая звучит так:

Новое опасное заболевание распространилось в одной местности. Если не принять срочных мер, 600,000 человек погибнут. Два лекарственных средства срочно были разработаны для спасения людей, но надо решать, какое лекарство надо применить.

Если вы выберете лекарство А, 200,000 человек выживут.

Если вы выберете лекарство Б, то 33,3% шансов, что все 600,000 человек выживут, и 66,5% шансов, что никто не будет спасен.

Что вы выберете?

Это задача иллюстрирует фрейминг (структурирование). Фрейминг – это изложение логически эквивалентной информации различными способами. Так, задача выше структурирована так, что предлагает приобретение. А вот как выглядит эта же задача, с фреймингом потери:

Если вы выберете лекарство А, 400,000 человек погибнут.

Если вы выберете лекарство Б, 33.3% шансов, что никто не умрет, и 66,6% шансов что все 600,000 человек погибнут.

В первом случае, когда задача структурирована приобретением, люди чаще выбирают лекарство А. Это означает, что мы стараемся избегать риска в ситуациях, структурированных таким образом. А во втором случае, с фреймингом потери – лекарство Б. Это означает, что мы готовы к риску, когда ситуация представлена потерями. Но все варианты одинаковы.

Другой пример: человеку предстоит операция, и ему говорят, что есть 10% шансов, что он умрет. В другом месте другому человеку в той же ситуации говорят, что есть 90% шансов, что все будет прекрасно. С точки зрения логики эти два утверждения совершенно идентичны. Однако, как показывают исследования – при сообщении информации о риске, пациенты соглашаются на операции, представленные в позитивном фрейминге (Edward et al., 2001).

Жизнь нам преподносит задачи и проблемы, которые могут быть представлены по всякому, в том числе и таким образом, как показано выше. И когда вы это понимаете, ваше решение становится более взвешенным и рациональным.

Kahneman, D., & Tversky, A. (1979). Prospect theory: An analysis of decision under risk. Econometrica, 47, 263–291.

Edwards, A., Elwyn, G. J., Covey, J., Mathews, E., & Pill, R. (2001). Presenting risk information — A review of the effects of “framing” and other manipulations on patient outcomes. Journal of Health Communication, 6: 61–82.


Какая попа лучше?

девушки с красивыми попамиЭтот серьезный вопрос часто или недостаточно часто встает перед каждым. Он волнует как смотрящих и выбирающих, так и осматриваемых и выбираемых. Ведь, в самом деле – ну как выбрать, и не ошибиться? Мы, по идее, должны оправдывать свой выбор: одно дело решить, что нам нравится попа А, потому что нравится и все, но на каком основании мы должны отвергнуть другие попы?! Это момент истины, ведь мы понимаем, что дело тут не только в попах, ведь они — символы и метафоры нашей жизни и выбора, который мы делаем каждый день. Мы достаточно долго живем в одной и той же жопе, чтобы научиться, наконец, выбирать себе нормальные и попы, и судьбу. И это как раз тот случай, когда наука спешит на помощь.

Эта фотография показывалась среди прочих в ходе завершившегося в апреле нейромаркетингового исследования с 20 участниками (10 мужчин и 10 женщин), то есть, с использованием прибора слежения за движениями глаз, или, как его называют, ай-трекинг (eye-tracker). На фото вы видите, как две модели, по обе стороны от центральной девушки, поднимают ей юбочку купальника, чтобы у нее, надо полагать, были равные с ними шансы. О себе бы лучше побеспокоились, как мы сейчас увидим.

В ходе анализа мы выделяли различные зоны интереса. Вот, например, на фото, один пример такого выделения зоны:

Число фиксаций взглядов в зонах интереса Тут изображены три зоны — на каждую девушку, с числом взглядов всех участников в каждой зоне. Как вы видите, большее число у центральной девушки, 94, за ней следует та, что слева с 51 взглядом и замыкает правая девушка с 38 взглядами. Различие – статистически значимое.

А на картинке ниже — средняя длительность фиксации взглядов (в миллисекундах), приблизительно одинаковая. То есть, нет ничего особенного ни у одной попы такого, что задерживало бы взгляд дольше, чем у других.

Среднее время фиксации взгляда в миллисекундахА вот, собственно, полное время длительности фиксаций:

Длительность всех фиксаций взглядов в зонах интересаЗдесь разница статистически значимая, и центральная попа лидирует с большим отрывом – только за счет числа взглядов. Центральная попа занимает более 50% внимания, слева от нее – около 30% и правая – около 20%.

Вот тепловая карта всех взглядов:

Тепловая карта всех взглядовИ еще одна:

Карта внимания, созданная по фиксации взглядовИз этого анализа видно, что все же главное внимание зрителей было на попы, а не на траву, скажем, и это радует. Значительный объем внимания на спину центральной девушки, предположительно объясняется: а) руками девушек, которые как мы знаем, привлекают внимание не хуже, чем попы. б) некой динамикой, которую создают эти руки, поднимающие юбочку, потому что движение привлекает наше внимание; в) просто центральностью положения спины, г) еще чем-то.

Что касается рук, то мы провели несколько анализов. Ну, например, один из них:

Длительность фиксаций взглядов на определенных участкахКак и предсказывалось, руки получили довольно много внимания. Мы также знаем, что украшения привлекают внимание. Однако обратите внимание – руки на периферии картинки не удостоились вообще ни одного взгляда, даже несмотря на то, что левая рука центральной девушки — с браслетом. Даже грудь левой девушки не особо пользовалась вниманием. Снижение внимания на периферии возвращает нас к гипотезе центрального положения.

Есть такой эффект центрального положения (Centre Stage effect): мы предпочитаем объекты, расположенные в центре. Так, одно исследование показало, что в шоу-викторинах типа Слабое звено, тот игрок, который располагается посередине, считается зрителями как наиболее успешный. А когда людям показывали групповое фото кандидатов на работу, они выбирали чаще всего тех, кто находился в центре, несмотря на то, что было сказано, что все они практически одинаковы по квалификации (Raghubir & Valenzuela, 2006).

Недавнее исследование (Rodway, Schepman, & Lambert, 2012) продемонстрировало, что мы чаще всего выбираем центральный объект, и когда объекты расположены по горизонтали, и когда по вертикали. Ученые показывали по 5 картинок: видов природы, собачек, идентичных носков – все равно что, больше выбора падало на центральные объекты.

Если увеличенное внимание к центральной попе обуславливается этим эффектом, чем мы объясним второе место у левой девушки? Я бы здесь провел проверку, (возможно так и поступлю) – перевернув по горизонтали фотографию, чтоб она оказалась справа, и прогнав ее опять через ай-тракер. А пока можно предположить, что роль сыграл цвет купальника, поворот тела, и все что угодно еще. Что угодно, потому что в предыдущих исследованиях я видел, как взгляд уходил скорее вправо, чем влево, от центра, но это не было статистически значимо.

Вывод: размещайте свою попу, если хотите чтобы ее выбрали, и не только ее, как можно ближе к центру! Помните также одну вещь, которая идет тут лейтмотивом в блоге: даже если человек знает про этот феномен, он все равно ведется на него.

Raghubir, P. & Valenzuela. (2006). Centre-of-inattention: Position biases in decision-making. Organisational Behaviour and Human Decision Processes, 99, 66-80.

Rodway, P., Schepman, A., & Lambert, J. (2012). Preferring the one in the middle: Further evidence for the centre-stage effect. Applied Cognitive Psychology, 26 (2), 215-222.