Category Archives: Поведение

Чтобы чувствовать вину, тоже нужны силы

чувство виныЕще одно исследование по истощению эго (читайте предыдущие заметки: Сила воли, и Спорт и саморегуляция или Иногда думать вредно).

Чувство вины – довольно неприятная вещь для человека, но весьма полезная для общества. Потому что если человек чувствует вину, он склонен совершать добрые, просоциальные поступки. Исследователи (Xu, Bègue, & Bushman, 2012) решили узнать больше о факторах, влияющих на чувство вины. В довольно сложном по дизайну эксперименте участникам вменялось истощение эго, и чувство вины, и предлагались серьезный выбор, и оценивалось их социальное поведение. Так, например, истощение эго вызывалось тем, что людям показывали кино, где показывалось, как забивают животных, но просили сдерживать себя и не выказывать никаких эмоций. Удалось установить, что когда человек устал – у него израсходовались все запасы силы воли, он чувствует вину в гораздо меньшей степени, и он в гораздо меньшей степени склонен сделать какой-то хороший и добрый поступок.

Xu, H., Bègue, L., & Bushman, B. J. (2012). Too fatigued to care: Ego depletion, guilt, and prosocial behavior. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.03.007]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 16 March 2012.


А во что верил ваш учитель? Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Третья

математика в школеВот говорят: ну чем может повредить кому-то то, что человек верит в ангелов, астрологию и энергоинформационный обмен с потусторонним миром  и прочую хрень? И вот вам пример того, как даже менее экзотическое убеждение может менять жизнь других: учителя математики в школе, как правило, сформировали свои взгляды о математических способностях.  В подавляющем большинстве случаев, это так называемая фиксированная теория о математических способностях – то есть они либо есть у ребенка, либо, извините, нет, и ничего тут не поделаешь. Разумеется, теория может иметь разные степени радикальности в разных учительских головах, но суть одна. Что происходит вследствие этого, выяснили психологи (Rattan, Good, & Dweck, 2011).

Те учителя, в которых в голове сидит и работает эта теория, более быстро и категорично разделяют учеников на тех, у кого есть способности, и тех, и у кого нет. Это плохо, потому что по результатам одного теста выносить такие категоричные суждения нельзя. Они, в лучшем случае, утешают тех, у кого они не видят способностей, говоря им, что это нормально, не все разбираются в математике. В дополнение к утешению такому ученику могут давать и меньше заданий, и не требовать серьезных продвижений. Такой подход едва ли мотивирует изучать математику.

Сами ученики в результате этого начинают принимать фиксированную теорию способностей и свое неудачное и незначительное  место в математике. Да ладно бы только в математике – фиксированная теория способностей настолько проста и стройна, что ее хочется распространить и на другие сферы жизни, разве нет?

Rattan, A., Good, C., & Dweck, C. S. (2011). “It’s ok — not everyone can be good at math”: Instructors with an entity theory comfort (and demotivate) students. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 29 December 2011. doi: 10.1016/j.jesp.2011.12.012.


Аж слюни текут

Мужчина-продавец смотрит на девушкуКогда мужчина смотрит на дорогую машину или на красивую женщину, у него как говорится, «слюни текут». Эта метафора находит свое отражение во многих языках. Эксперименты, проведенные в Школе управления Келлога (Kellog School of Management) Северо-западного Университета (Northwestern University) в городе Эванстон, штат Иллинойс, показали, что это не только метафора (Gal, 2011).

169 студентов приняли участие в первом эксперименте, где им было сказано, что исследование нацелено на понимание реакции на еду. Их сажали за стол, и они смотрели на крестик на мониторе компьютера в течение 2 минут. До начала этого их просили вставить за щеку ватный тампон, аналогичный тому, которым пользуются стоматологи. Это было сделано для сбора слюни и определения базовой нормы слюноотделения у человека.

После этого в течение 10 минут они писали сочинения: половина студентов — о том времени и ощущениях, когда они чувствовали себя полными сил и власти, половина – о ситуациях, когда они чувствовали себя полностью бессильными. И, после сочинения, уже несколько уже ватных тампонов были вставлены в рот и им, кроме картинок с едой, на мониторе компьютера, показывали фотографии либо канцелярских принадлежностей, либо денег.  Как можно догадаться, мы обычно не пускаем слюни, когда видим канцелярские принадлежности, но очень обильно делаем это, когда видим деньги. И особенно те из нас, кто был предварительно экспериментально настроен на бессилие.

Второй эксперимент включил около сотни молодых мужчин. Половине показали фотографии трех красивых девушек и попросили выбрать одну, а затем — описать идеальное свидание с ней. Другая половина увидела фотографии трех парикмахерских и тоже должна была выбрать одну, и описать свой поход в это заведение.

Затем первая группа увидела картинки спортивных машин, а другая половина – наборы автомобильных ключей. Как вы догадались, те, кто мысленно провел свидание с девушкой, а потом увидел машину своей мечты, несоразмерно больше выделяли слюну.

Фотография Norman Breslow, около 1999 года.

Когда увеличите фото, станет видно, как рот мужчины буквально вывалился изо рта, так ему понравилось что-то в девушке.

Gal, D. (2011). A mouth-watering prospect: Salivation to material reward. Journal of Consumer Research, doi:10.1086/661766.


Глазастые телохранители

Человек играет в шахматы с кошкойВот и закончилось омнибус-исследование с использование прибора для слежения за движениями глаз, ай-трекинг (eye-tracking), которое началось в феврале (В омнибусе вместе с Софи Лорен).
Сейчас подводятся итоги, и пишутся отчеты. Интересно, что тут, как, впрочем, всегда в исследованиях, появились побочные результаты. Об одном из них сегодня: вот, например, картинка наверху служила своего рода «наполнителем» при просмотре, но также и была интересна для понимания, как при такой диспозиции складывается зрительный паттерн. И так сложилось, что среди участников исследования оказались трое телохранителей (двое действующих и один бывший). И вот смотрите: таков паттерн просмотра обычного человека:

Обычный паттер просмотра фотографииПояснение: это так называемая тепловая карта внимания. «Горячие» (красные и желтые) цвета означают наибольшее количество фиксаций глаз. Фиксации глаз коррелируют со вниманием человека на том или ином элементе. Иными словами, на что вы смотрите, то и привлекает ваше внимание.

А вот как посмотрели на ту же картинку телохранители:

Просмотр картинки тренированными людьмиНе только посмотрели на главные узловые элементы ситуации, но успели и пошарить глазами по всей картинке. Интересно, правда? И, казалось бы, ожидаемо, но у них оказался еще один отличный от других людей паттерн, который я, правда, не могу проиллюстрировать, потому что он проявился на картинках, которые являлись заказами, а их я показывать не могу. Но описать его можно так: в некоторых ситуациях у телохранителей взгляд привлекало что-то одно, и все фиксации происходили в этом месте, тогда как обычный паттерн просмотра таких ситуаций включал три-четыре места.

NB. Автора фото я не знаю, увидел на ленте в вконтакте. Если кто-то знает, сообщите, я укажу авторство.


Когда вам вместе по пути

когда вам вместе по путиУдовлетворение семейными отношениями может зависеть и от того, по пути ли вам с супругом/супругой на работу. Два исследования, одно в Китае, а другое в Америке, было проведено психологами (Huang et al., 2012) из Университета в Гонконге (The Chinese University of Hong Kong). Оба исследования показали, что удовлетворение от семейной жизни было больше у пар, которые оправлялись в дорогу в одинаковом направлении, по сравнению с парами, которые ехали на работу в разные стороны. Это не зависит даже тогда, когда партнеры отправлялись на работу в разное время. Даже случайно созданные пары, в лабораторных условиях, которые начинали двигаться в одну сторону, становились  ближе друг другу.
Одно из объяснений: когда вам с кем-то по пути к цели, даже такой, как работа, это подразумевает близость целей вообще, в том числе более важных. Практический совет: чаще гуляйте или ездите со своим партнером (в одну сторону и вместе, разумеется).

Huang, X., Dong, P., Dai, X., & Wyer Jr, R. S. Going my way? (2012). The benefits of travelling in the same direction. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.02.021]. Journal of Experimental Social Psychology. Published online 6 March 2012.


Подростковая беременность

подростковая беременностьМеня попросили написать что-то реально важное. Действительно, есть ситуации, когда нам жизненно необходимы идеи, варианты, и правильные  решения. Поговорим о детях – что может быть важнее?  Существуют, общепризнанно, три главных страха родителей и реальные опасности для детей: беременность, наркотики (или алкоголь) и насилие. Сегодня мы говорим о беременности.

Ничего особенно хорошего в подростковой беременности и мамах-тинейджерах, прямо скажем, нет (Stein & St. George, 2009).

Мамы-подростки вероятнее всего:
1) бросят школу и перестанут учиться,
2) их заработок в будущем, и, в целом, на протяжении всей жизни, будет ниже других сверстников,
3) останутся матерями-одиночками,
4) дополнительно плюс в 25% случаях родят еще одного ребенка до достижения двадцатилетнего возраста.

Дети матерей-подростков, вероятнее всего (Terry-Humen, Manlove, & Moore, 2005):
1) станут жертвами насилия в семье,
2) отправятся в детский дом,
3) будут развиты хуже сверстников,
4) бросят школу до окончания,
5) отправятся в тюрьму подростками, или молодыми людьми.

Эти вероятности учитывают социально-экономический статус и другие характеристики. Иными словами, это все очень серьезно, независимо от того, девочка из бедной или богатой семьи.

Какой именно подросток имеет больше шансов стать слишком молодой матерью? Исследования (Bonell et al., 2005, Fletcher et al., 2007, Harden et al., 2006) показывают, что это девочки-подростки, занимающиеся незащищенным сексом, а это, в свою очередь, связано с тем, с какой компанией они водятся, есть ли у них более-менее ясные планы на будущее. А это зависит от того, насколько они интегрированы в общество. Иными словами, если девочка чувствует себя чужаком в школе и во дворе, социально-исключенной, оторвана от общества, то она, вероятнее всего, будет водиться с плохими ребятами, плевать на будущее, и иметь склонность к рискованному поведению. Один из видов такого рискованного поведения – незащищенный секс.

Социальная изоляция, — нешуточное дело. По ощущениям, это — как реальная физическая боль. Социальная изоляция ведет к отказу от важнейших вещей в жизни в обмен на немедленное удовольствие. Смотрите больше здесь: И снова о деньгах.

Я как-то писал о том, что является показателем и одновременно средством против социальной изоляции здесь: Про собак, Достоевского и сопереживание  и здесь: Одиночество, теплая ванна и плюшевый мишка. Это прекрасно, но одной собакой и ванной дело не решишь, когда вопрос стоит о таком серьезном деле, как беременность подростка.

Ужасное заключается в том, что большинство советов, которые получают родители, не меняют ситуации. Эффективность практически всех государственных программ по предотвращению подростковой беременности — неизвестна, в лучшем случае они не работают, а зачастую – приводят к ухудшению ситуации.

Что же делать в таком случае? Надо изменить вербализацию себя подростком. Уйти от описания себя вроде: «я – никому не нужный здесь человек», «меня здесь никто не любит», и т.п., и превратить в: «я – любимый и популярный ученик в своей школе», «меня в школе любят и уважают» и т.п.

А самый лучший способ изменить видение себя – сначала поменять поведение. И видение изменится соответственно, например: «поступай хорошо – станешь хорошим», и даже, если угодно: «поступай как богач, станешь богачом».

Одно из реально действующих решений – занять такого подростка общественно-полезной добровольной работой. Звучит, может быть, пафосно, но это, вероятнее всего, самое эффективное средство (Klerman, 2004; Teen Pregnancy, 2008). Это означает – привести его и увлечь благотворительной работой, социальными мероприятиями и прочими, в таком же духе. Хотя бы 20 часов в год, поставьте себе цель, это доказала программа – это работает. Подростки втягиваются и проводят гораздо больше времени. Добровольная работа – это поведение, и оно изменит видение самой себя подростком. Девочка, практически сразу, сможет сказать, что она кому-то нужна, что ее любят, и что она – ценный член общества. Ее реально где-то ждут и ей рады каждый раз, когда она приходит. И риски покорежить свою жизнь начинают стремительно уменьшаться. Это приводит, в частности, (в сравнении с обычным подростком) к увеличению возраста, когда девочка-подросток занимается сексом в первый раз, уменьшению частоты занятий сексом, снижает риск подростковой беременности на 50%, и увеличивает успеваемость (O’Donnell et al., 2002; Wilson, 2011).

Смысл этой статьи – помочь родителям предотвратить подростковую беременность, прежде всего. Было бы наивно предполагать, что это должно вызывать интерес у местных или национальных властей.  А пока в школах занимаются программами, которые не работают, это подростки и их родители, кто платит за это цену.

Bonell, C., Allen, E., Strange, V., Copas, A., Oakley, A., Sephenson, J., & Johnson, A. (2005). The effect of dislike of school on risk of teenage pregnancy: Testing of hypotheses using longitudinal data from a randomised trial of sex education. Journal of Epidemiology and Community Health, 60, 502–506.

Fletcher, A., Harden, A., Brunton, G., Oakley, A., & Bonell, C. (2007). Interventions addressing the social determinants of teenage pregnancy. Health Education, 106, 29–39.

Harden, A., Brunton, G., Fletcher, A., Oakley, A., Burchett, H., & Backhans, M. (2006). Young people, pregnancy and social exclusion: A systematic synthesis of research evidence to identify effective, appropriate and promising approaches for prevention and support. London: EPPI-Centre, Social Science Research Unit, Institute of Education, University of London.

Klerman, L. V. (2004). Another chance: Preventing additional births to teen mothers. The National Campaign to Prevent Teen and Unplanned Pregnancy. Retrieved from http://www.thenationalcampaign.org/default.aspx

O’Donnell, L., Stueve, A., O’Donnell, C., Duran, R., Doval, A. S., Wilson, R. F., Haber, D., Perry, E., & Pleck, J. H. (2002). Long-term reductions in sexual initiation and sexual activity among urban middle schoolers in the Reach for Health Service Learning Program. Journal of Adolescent Health, 31, 93–100.

Stein, R., & St. George, D. (2009, March 19). Teenage birth rate increases for second consecutive year. Washington Post, pp. A1, A4.

Teen Pregnancy (2008). Centers for Disease Control and Prevention. Retrieved July 3, 2008, from http://www.cdc.gov/reproductivehealth/AdolescentReproHealth/

Terry-Humen, E., Manlove, J., & Moore, K. A. (2005). Playing catch-up: How children born to teen mothers fare. National Campaign to Prevent Teen Pregnancy. Retrieved from http://www.teenpregnancy.org/works/pdf/PlayingCatchUp.pdf

Wilson, T. D. (2011). Redirect : the surprising new science of psychological change (1st ed.). New York, NY: Little, Brown and Company.


Незаметные ощущения

Дакрышка бутылки с питьевой водойже незаметные детали могут производить поразительный эффект. Так, например, Мартин Линдстром (2012) пишет о том, что мы чувствуем легкий щелчок и ощущения открывания крышки бутылки с питьевой водой. В Индии большинство бутылок с водой открывается бесшумно (или, во всяком случае, так было до недавнего времени). И у западного человека это вызывает настороженность, обеспокоенность безопасностью воды. И не только у западного — так, один из производителей воды в Индии использовал этот эффект для конкурентного прорыва на рынке. Люди верят, что щелчок срыва кольца безопасности – признак того, что воду не подделали. И они правы – кто был в Индии, слышал и, возможно, видел попытки подделки питьевой воды.

Lindstrom, M. (2012). Brands get physical to build trust. Fast Company. Feb 22, 2012. Retrieved: http://www.fastcompany.com/1817965/martin-lindstrom-buyology-marketing-personal-touch-sensory-cues.