Category Archives: Поведение

Когда не надо стесняться в выражениях

Участник экспериментаВ предыдущей заметке я упоминал новую программу Discovery Chanel Penn & Teller Tell a Lie, в которой Пенн Джилетт и Теллер демонстрируют несколько фактов, только один из которых является ложью, и предлагают зрителям догадаться, какой именно. Так, например, в первом эпизоде, они показывают, как двум каскадерам удается посадить самолет, у которого специально был заклинен руль поворота на хвосте. Для поворотов они использовали двери, открывая их то с левой, то с правой сторон. Любопытно было увидеть, как ревет крокодил, демонстрируя свою силу, как самцам, так и самкам, частично в инфразвуковом спектре, что видно по “вскипающей” вокруг него воде. И странное предположение, бытующее в узких кругах, что нота си-бемоль возбуждает крокодилов к сексу, оказывается правдой. Там было еще несколько любопытных фактов, однако мы коснемся лишь одного, относящегося к психологии.

Они поставили небольшой эксперимент, проверяющий одно бытующее мнение. Людей просили опустить руку в ванночку с ледяной водой и засекали время. Чашка с водой, где плавает лед – типичное испытание для экспериментов с болью. Это весьма болезненно, но относительно безопасно.

Ругательства действительно уменьшают больВ среднем люди выдерживали 1 минуту 43 секунды. Затем им предложили повторить, только в этот раз разрешили материться. И средний результат достиг 2 минут 7 секунд. Психолог Марджори Кон (Marjory Cohn) говорит, что исследования показывают, что когда мы начинаем ругаться, это может активировать ответную реакцию бегства-боя (fight or flight response), специфическое состояние симпатического отдела автономной нервной системы. Организм начинает интенсивно вырабатывать энкефалины (еnkephalin), которые уменьшают чувство боли. Не удивительно – энкефалин прикрепляется к опиоидным рецепторам. Так что, случись вам попасть молотком по пальцу, уронить что-то на ногу, или схватить что-то горячее, не стесняйтесь в выражениях.


Про собак, Достоевского и сопереживание. Из свежих журналов

щеночек собакиСоциальная изоляция – неприятное и крайне неполезное явление, ведущее к целому ряду проблем со здоровьем, в том числе, с психическим. Недавний эксперимент международной команды психологов показал (Aydin et al., 2011), что когда человек чувствует себя социально исключенным, то присутствие рядом собаки снижает последствия социальной изоляции. Выражение  “собака – друг человека” наполняется ещё большим смыслом.

Вы, конечно, слышали, что у Федора Достоевского была эпилепсия. Но какого типа, было неизвестно, и вот группа исследователей провела ретроспективный анализ Идиота, сравнивая поведение князя Мышкина и его переживания с клиническими симптомами сегодняшних пациентов, чей диагноз был установлен с использованием всех современных методов неврологии и психиатрии (Rayport, Rayport, & Schell, 2011). В результате такого сравнение удалось установить, что у Достоевского с большой вероятностью была височно-лимбическая эпилепсия. Он давал своему герою такие переживания, о которых, не испытай он их сам, не мог бы так точно говорить.

Террористическая атака 11 сентября 2001 года оставила свой след в каждом из нас. В течение трех лет с момента теракта, обширное исследование, вовлекшее тысячи людей (Holman & Silver, 2011) сконцентрировало свое внимание на его связи с физическим здоровьем. Удалось установить, что здоровье по большой группе параметров (сердечнососудистые, эндокринные, психические заболевания и проч.) ухудшилось на 18% — но не только у тех, кто там присутствовал, но и тех, кто видел это по телевизору в записи. Это настолько достоверный эффект, что в начале исследования он был предсказан и получил подтверждение. И, несмотря на то, что исследование проводилось в США, мы в равной степени можем считать себя жертвами таких событий. Каждая такая трагедия, как Беслан, Дубровка, Булгария, Локомотив, и многие другие, отнимают у нас здоровье, независимо от того, присутствовали ли мы там лично, или видели это и переживали вдалеке от происходящего.

Aydin, N., Krueger, J. I., Fischer, J., Hahn, D., Kastenmüller, A., Frey, D., & Fischer, P. (2011). “Man’s best friend:” How the presence of a dog reduces mental distress after social exclusion. Journal of Experimental Social Psychology. Doi: 10.1016/j.jesp.2011.09.011.

Holman, E. A., & Silver, R. C. (2011). Health status and health care utilization following collective trauma: A 3-year national study of the 9/11 terrorist attacks in the United States. Social Science & Medicine, 73(4), 483-490. Doi: 10.1016/j.socscimed.2011.06.018.

Rayport, S. M. F., Rayport, M., & Schell, C. A. (2011). Dostoevsky’s epilepsy: A new approach to retrospective diagnosis. Epilepsy & Behavior. Doi: 10.1016/j.yebeh.2011.07.027.


Психология vs Фен-шуй

Обеденная зала в средневековом замкеДизайн с использованием эмпирических данных психологии, становится более популярным и понятным для пользователей. Конечно, практикующие такой дизайн часто сами не понимают, что они делают. Так, например, одно исследование говорит о том, что расположение объектов на большом расстоянии рождает у человека, находящегося в комнате, ощущение отдаленности, отстраненности. Это то, что называется активацией категории удаленности. А близко расположенные объекты – активацию категории близости. Помните, в фильмах, изображающих огромную обеденную залу в каком-нибудь замке, с длинным столом, с высокими потолками, свои ощущения от гипотетического нахождения там? Атмосфера абсолютно не рождает близости и тепла. А защитники фен-шуй, псевдоискусства дизайна помещений для достижения каких-то результатов,  видят в этом научное подтверждение своей занятия. Однако это не так. Теоретическая концепция фен-шуй заключается в энергии, ее потоках, жизненной силе и прочих невидимых силах. Здесь же мы говорим о процессах, происходящих в головном мозге человека, и отражающихся в его поведении.

Недавнее исследование постаралось ответить на эти вопросы (Dazkir & Read, 2011). Более сотни студентов смотрели веб-страницы с четырьмя нарисованными на компьютере интерьерами (см. рисунок ниже), и оценивали свои ощущения, нравится им это, чувствуют ли они надежду, счастье, и т.п., насколько такая комната делает их общительными, и хотели бы они провести в такой комнате время и если да, то сколько.
Дизайны комнат, отличающиеся формами предметов
Как вы видите, два верхних интерьера – с округлыми формами, а нижние – со строгими углами. Картинки намерено были выполнены в черно-белом стиле, чтобы избежать влияния цветов и цветовых паттернов. Именно черно-белое исполнение привело к тому, что все студенты оценили эти комнаты без особого позитива.

Округлые дизайны понравились больше, они внушали чувство покоя и комфорта, они побуждали к социализации. Однако, комнаты со строгими углами могут быть, как раз именно в противовес к округлым, удобны не для покоя и расслабления, а для работы.

Dazkir, S., & Read, M. (2011). Furniture forms and their influence on our emotional responses toward interior environments. Environment and Behavior. Doi: 10.1177/0013916511402063.


Вспомните, что в детстве у вас это прекрасно получалось. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Восьмая

Боязнь публичных выступленийМногие люди боятся публичных выступлений. Это рождает крайне неприятные ощущения в теле. Организм погружается в стресс и  начинает готовить наше тело к выживанию. Мы понимаем, что это ненужная, избыточная реакция, потому что никто нас не собирается съесть, и тем не менее, люди тратят много лет для того, чтобы научиться управлять собой в таких ситуациях.

В одном эксперименте (Pezdek & Salim, 2011) психологи решили проверить гипотезу активации биографической памяти. Задание для участников эксперимента заключалось в том, чтобы попросить их публично выступить. В экспериментальной группе каждому участнику говорили, что он имел позитивный и успешный опыт публичного выступления в детстве. Ну, а кто из нас не рассказывал стишок, стоя на табуретке или не распевал песенки на утренниках в детском саду? Даже если вы этого избежали, помните, что человек устроен так, что если убедить его в том, что это было, то, через какое-то время, он начнет об этом вспоминать, в деталях. Это так называемые ложные воспоминания, феномен, хорошо изученный психологией. Вспомнившие эпизод из детства выступили гораздо лучше (по Trier Social Stress Test). Более того, замеры самоощущения (по тесту STAIS) и замеры кортизола (гормона стресса) в слюне, показали, что стресс увеличился лишь слегка, в сравнении с контрольной группой. Легкое увеличение стресса – вещь, наоборот, полезная, в отвественных ситуациях.

Таким образом, активация автобиографической памяти, при вспоминании специфического (необходимого вам) эпизода детства, даже не имевшего места быть, приводит к немедленным и ощутимым физиологическим, психологическим и поведенческим изменениям. Пользуйтесь этим.

Pezdek, K., & Salim, R. (2011). Physiological, psychological and behavioral consequences of activating autobiographical memories. Journal of Experimental Social Psychology. Doi: 10.1016/j.jesp.2011.05.004.

Картинка отсюда.


Как относиться к облысению

ЛукашенкоМы все теряем волосы на голове, но все с разной скоростью. Андрогинная алопеция – нарушение, приводящее к быстрой потере волос в молодом возрасте. Исследование 160 студентов, возрастом от 18 до 30 лет, с различной степенью потери волос по шкале Норвуда-Гамильтона (Norwood–Hamilton Scale) показало (Dirk, 2011), что люди относятся к облысению по-разному: компенсирующим образом, используя парик, особые методы зачесывания волос и прочее; избеганием этого факта, и принятием этого факта. Психологический стресс и переживания не зависят ни от того, насколько мало волос осталось на голове или возраста человека, когда это начинает происходить, а исключительно от отношения человека к происходящему. Только принятие этого как факта не приводит к стрессу, особенно и даже если потеря волос идет очень быстрыми темпами, и/или в раннем возрасте. Признание, правда, ведет к избеганию консультаций с врачами по этому поводу. В общем, если волосы у вас начинают редеть, выбирайте – принять это как прозу жизни и забить, или пытаться как-то это исправить, правда, неминуемо приобретая вместе с этим стресс и переживания.

Dirk, K. (2011). Young men’s coping with androgenetic alopecia: Acceptance counts when hair gets thinner. Body Image, 8(4), 343-348. Doi: 10.1016/j.bodyim.2011.06.006.


По умолчанию

мГоворили о Стиве Джобсе сегодня, и разговор зашел о его лечении, и о пересадке печени, с которой связана морально-сомнительная история. Он получил орган в штате Теннесси, хотя проживал в Калифорнии. Кроме того, он проходил операцию по лечению рака поджелудочной железы, и, по идее, не мог бы получить разрешения комиссии на пересадку, по существующей в США системе распределения донорских органов. Но он переиграл систему, и смог это сделать исключительно только потому, что был миллиардером. Будь он обычным человеком, печени ему было бы не видать. В связи с этим, я вспомнил историю, которая входит в мой курс по психологии принятия решений.

Практически каждый год в Америке умирает 5000 человек, ожидающих, но так и не получивших донорские органы.  Почти все американцы, если их спрашивают, высказываются за донорство в случае смерти, и в некоторых штатах можно зарегистрироваться по интернету и стать донором. Но в реальности лишь немногие ими становятся. Только 28% американцев сознательно завещают в случае своей смерти свои органы для донорской программы. Сотни кампаний прошли в США, убеждая людей становиться донорами, правда, без особого успеха. Никаких кампаний не происходит во Франции, где 99.9% французов — доноры. Только 12% немцев зарегистрированы донорами и 99.9% австрийцев. Неужели датчане — самые морально чёрствые люди, со своими 4 процентами доноров?! В чем разница между моральными суждениями этих людей? В культуре? Но немцы и австрийцы даже говорят на одном языке и вообще практически как родственники (Johnson & Goldstein, 2003).

Число доноров в разных странах мираЭто иллюстрация очень мощного правила в проблеме принятия решений. Оно называется правило «по умолчанию». В странах, где мало доноров, по умолчанию никто не донор, а если ты хочешь им быть, то надо зарегистрироваться. В таких странах, как Франция и Австрия – ты по умолчанию донор, а если хочешь отказаться – надо пойти и отказаться. Это лениво, требует времени, и морального решения — ведь надо сознательно решить отказаться от помощи другим людям. Именно поэтому в Америке 28% вошли в число доноров, а во Франции вышли только 0,1%. Не делать что-то эмоционально гораздо легче, чем что-то делать.

Интересно в этой связи история о том, как в одной очередной попытке склонить людей к донорству, психологи думали, как людей находить и как ими манипулировать, чтобы число доноров росло. Так, например, отлавливать людей легче всего там, куда они точно пойдут – в отделе получения воительских прав, например, и при заполнении карточки на права всегда присутствовала фраза: “Поставьте галочку, если вы хотите стать донором”. И практически никто не ставил. А вот когда фраза поменялась на “Поставьте галочку, если вы не хотите стать донором”, люди либо забывали, либо не обращали внимания на это (Gigerenzer, 2007).

Правило по умолчанию сильно тем, что оно кажется разумным и обоснованным – в конце концов, оно же появилось на свет, и освобождает нас от массы тягостных решений. Подумайте о таких правилах по умолчанию в своей жизни, вокруг себя. Например, кто сказал, что порции еды должны быть именно такими, какие вам предлагают? История показала, как за последние 30 лет выросли порции в ресторанах быстрого питания в той же Америке – таких порций по умолчанию нет в Европе, как в Америке.

Gigerenzer, G. (2007). Gut feelings : the intelligence of the unconscious. New York: Viking.

Johnson, E., & Goldstein, D. (2003). Do defaults save lives? Science, 302: 1338–39.

Saletan, W. (2011). How did Steve Jobs get his liver? Slate. Jan. 19, 2011. Retrieved from http://www.slate.com/articles/health_and_science/human_nature/2011/01/how_did_steve_jobs_get_his_liver.html


Почему люди верят в бога? Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Седьмая

vВ самом деле, почему? Причин, вероятно, множество. Одно из предположений – наш мир хаотичен, полон случайностей и, по большей части, непредсказуем. Восприятие его таким создает некомфортные ощущения, стресс, тревогу, а фигура божественного существа вносит контроль, порядок и определенность. Интересно, что это не очень логично – ты чувствуешь, что нет у тебя контроля над миром, но у какого-то высшего существа есть, и это тебя успокаивает. Логично было бы встревожиться – ведь у тебя контроля так и нет, а у какого-то там существа над тобой есть, и черт его знает, что у него на уме! Но мы, люди, существа весьма нелогичные.

Психологи (Laurin, Kay, & Moscovitch, 2008) решили проверить это предположение – а что если тревожность и чувство отсутствия контроля над окружающим миром ведет к вере в вездесущего, и контролирующего все вокруг бога?

В эксперименте участвовали 47 студентов, и каждый из них приходил в комнату, где ему крепили датчики для измерения гальванического сопротивления кожи, и с этого момента замеры происходили постоянно. Затем студенту предлагалось прослушать одну из двух аудиозаписей.
Вы, кстати, можете виртуально/заочно поучаствовать в этом эксперименте, прямо сейчас.

Начиналась история, рассказанная в аудиозаписи так:

Вы ушли с работы и направляетесь домой. Идти вам минут 15, и вы проходите мимо попрошайки, который клянчит деньги на улице. Он просит вас дать ему мелочь, и вы проверяете руками карманы, чтобы посмотреть, есть ли она у вас. В карманах ничего нет, и вы говорите ему, что у вас нет мелочи. Он вам не поверил, и начинает угрожающе приближаться к вам. Вы снова ему говорите, что мелочи нет. Он кричит, что вы лжете, и достает нож. Вы оглядываетесь по сторонам, но вокруг никого нет. Улица пуста. Следуя своим инстинктам, вы начинаете бежать. Попрошайка начинает бежать за вами, крича, чтоб вы отдали ему деньги. Все, что вы слышите – это как колотится сердце у вас в груди и топот ваших ног по асфальту. Вы не знаете, куда вы бежите, но если вы остановитесь, он вас схватит. Вы продолжаете бежать, что есть сил, от этого зависит ваша жизнь.

С этого момента, история разветвляется на две линии. Выберите только одну – первую или вторую (вы же хотите проверить на себе, как это работает) и читайте только ее. Я скрыл текст белым цветом, так что выделите курсором нужный абзац и сможете прочитать:

1. Вас преследует этот человек. Вы оборачиваетесь, чтобы увидеть, насколько близко тот человек. А он – рядом! Кажется, что вы чувствуете его дыхание у вас на затылке. И вдруг полицейская машина выезжает из-за угла и его хватают. Они вас спасли!


2.
Вы вспоминаете, что у вас с собой мобильный, и вы начинаете на бегу звонить в полицию. Вы говорите, что за вами гонится человек с ножом, и оператор отвечает, что полиция – рядом, и скоро будет. Вы оборачиваетесь, чтобы увидеть, насколько близко тот человек. А он – рядом! Кажется, что вы чувствуете его дыхание у вас на затылке. И вдруг полицейская машина выезжает из-за угла и его хватают. Они ответили на ваш вызов. Вы спасли себя!

Дочитали? Теперь, быстро и не задумываясь, по шкале от 0 (абсолютно спокоен) до 100 (невероятно встревожен), насколько вы оцениваете уровень своей тревожности? Запомните это число.

Теперь по шкале от 1 (очень маловероятно) до 7 (очень вероятно) оцените следующие два суждения, так же быстро и не задумываясь:

1. Как вам кажется, насколько вероятно, что бог или иное нечеловеческое существо, контролирует, хотя бы частично, все происходящее в нашей вселенной?

2.  Как вы думаете, насколько вероятно, что события, которые происходят в этом мире, разворачиваются в соответствии с планами бога или иного нечеловеческого существа?

Сделайте среднее значение из двух ответов. Когда вы записали свои ответы, читайте дальше.

В эксперименте было показано, что уровень тревожности/стресса вырос у всех участников (по измерениям сопротивления кожи), в обеих вариантах истории. Однако в первом варианте людям (и вам, в том числе) вменялся низкий персональный контроль над событиями, а во втором — давался  высокий контроль: в конце концов, именно потому, что вы позвонили в полицию, вы спасли себя.
А вот график, как изменялось поведение людей, в зависимости от вмененных им ощущений. Вы можете поискать там и себя.

Зависимость тревожности и контроля над окружающим миром и верой в богаЛюбопытно, что замеры сопротивления кожи не показали корреляции с самооценкой тревожности. Авторы объясняют это тем, что физиологический уровень стресса, измеряемый изменениями сопротивления кожи, и самооценка стресса – довольно разные механизмы восприятия происходящего.

Конечно, это исследование не дает исчерпывающей картины по поводу того, почему люди верят в нечеловеческие существа, контролирующие все вокруг, но, тем не менее, показало, что совпадение нескольких компонентов в какой-то момент времени может привести к таким верованиям. Посмотрите на график — когда человек чувствует бессилие и непонимание происходящего вокруг, когда он встревожен — он ищет утешения в воображаемых друзьях. Ему хочется, что бы кто-то там наверху любил его.

Что это означает? Быть атеистом – круто, для этого надо иметь стальные яйца и пусть свистит спиритуальный вселенский вихрь, он только красиво развевает кудри. Атеист — это человек, который сознает, что мир непредсказуем и никем не управляется, во вселенной царит хаос, а он нисколько не тревожится по этому поводу, и, несмотря на все это, у него даже есть контроль над происходящим.

Laurin, K., Kay, A. C., & Moscovitch, D. A. (2008). On the belief in God: Towards an understanding of the emotional substrates of compensatory control. Journal of Experimental Social Psychology, 44(6), 1559-1562.