Category Archives: Поведение

Одного взгляда достаточно

Gay Pride Parade in New York

Gay Pride парад в Нью-Йорке 24 июня, 2007

Лицо человека обладает огромной информацией о нем, о его чувствах, настроении, и отношении к окружающим.

Исследование, проведенное учеными Университета Тафта в Массачусетсе (Rule & Ambady, 2008) показало, что мы можем судить по лицу мужчины о его сексуальной ориентации за 50 миллисекунд. Разумеется, мы можем распознавать это и за большее время, но точность оценки значительно не растет с увеличением времени.

В другом исследовании той же команды (Rule еt al. , 2008), удалось установить что, когда испытуемым показывали все лицо в целом, или только части (волосы, глаза, рот) и комбинации этих характеристик, результаты все равно были статистически значимы и выше случайности. И хотя информация о мужской сексуальной ориентации может быть выражена посредством различных лицевых особенностей, суждения о ней по прическе были значительно более аккуратны, чем суждения по глазам или зоне рта. Испытуемые также более точно указывали аккуратность своих предположений.

Определение сексуальной ориентации по лицу

Образец представления лиц для определения сексуальной ориентации, примененного в одном из экспериментов (Rule, Ambady, & Hallett, 2009).

Другое исследование, где исследовалась вероятность определения сексуальной ориентации женщин по фотографии их лиц, принесло такие же результаты, и даже за меньшее время – 40 мс (Rule, Ambady, & Hallett, 2009).

Авторы этих исследований не стали углубляться в гипотезы о том, что именно являлось отличительными чертами лиц с определенной сексуальной ориентацией.

Rule, N., & Ambady, N. (2008). Brief exposures: Male sexual orientation is accurately perceived at 50ms. Journal of Experimental Social Psychology, 44(4), 1100-1105.

Rule, N., Ambady, N., & Hallett, K. (2009). Female sexual orientation is perceived accurately, rapidly, and automatically from the face and its features. Journal of Experimental Social Psychology, 45(6), 1245-1251.

Rule, N., Ambady, N., Adams, J., & Macrae, C. (2008). Accuracy and Awareness in the Perception and Categorization of Male Sexual Orientation. Journal of Personality & Social Psychology, 95(5), 1019-1028.


Иметь или делать? Вот в чем вопрос.

Путешествие лучше предметов!

Совместное путешествие лучше обмена материальными подарками.

События и опыт формируют сильные, долговременные и важные воспоминания, которые, собственно, и формируют личность.

Люди, в целом, более удовлетворяются, испытав что-то, нежели владея чем-то. Первоначальная радость владения новой машиной или очками, или компьютером и курткой, со временем утихает, а действия, такие как путешествия или ужин в ресторане, рыбалка или охота, продолжают снабжать нас приятными воспоминаниями даже по прошествии времени (van Boven & Gilovich, 2003).

Кроме того, когда вы покупаете опыт и действия — путевку на курорт или поход в зоопарк, другие радуются за вас больше, чем если вы покупаете телевизор или машину.

van Boven, L., & Gilovich, T. (2003). To Do or to Have? That Is the Question. Journal of Personality & Social Psychology, 85(6), 1193-1202.


Дух предков

Старые фотографии предковКто были ваши родичи? Гордитесь ли вы ими? И почему вас это волнует?

Почему мы думаем о наших далеких родичах, ищем о них информацию, гордимся тем, чего они достигли? Люди тратят солидные деньги, чтобы построить свои генеалогические деревья, и узнать, откуда они произошли. Я и сам, например, когда сделал свой генетический анализ, посмотрел и на свое происхождение: материнская хаплогруппа — К1, отцовская хаплогруппа — R1a1a. И что с того?

Некоторые люди полагают, что, поскольку они — родственники какого-то значимого персонажа в прошлом, это делает их более значимыми, чем есть на самом деле. А вдруг это действительно дает нам какие-то психологические ресурсы, которые позволяют нам лучше функционировать?

Когда мы думаем о том, что нашим предкам пришлось пережить, через какие трудности и тяготы пройти, какой ценой заплатить за то, чтобы мы жили лучше, чем они, мы начинаем думать о своих проблемах гораздо позитивнее.

Психологи из Австрии и Германии (Fischer et al., 2010) выдвинули гипотезу, что именно так может происходить улучшение способности решать проблемы. В первом эксперименте студенты из Университета Кельна, в Германии, были разделены на три группы. Одна группа получила инструкцию подумать о своих предках, живших в 15 веке. Инструкция выглядела таким образом:

Пожалуйста, подумайте о своих предках, живших в 15 веке, о своих пра-пра-пра-пра-пра… предках. Представьте, чем они занимались в свое время, как они жили, какие у них были профессии, сколько у них было детей и так далее. Также представьте, что бы ваш предок сказал бы вам сегодня, если бы вы могли встретиться. Думайте обо всем этом, до тех пор, пока экспериментатор не подаст вам знак остановиться.

Вторая группа получила точно такую же инструкцию, только фраза о “своих предках, живших в 15 веке” была заменена на “о своих прапрародителях”. Контрольной группе предложили подумать о последнем визите супермаркета. Во всех случаях участники эксперимента думали на протяжении 5 минут. А затем всем задали следующие вопросы, на которые они должны были выставить оценку от 0 до 10. Поскольку участниками эксперимента были студенты психологии, то вопросы касались, в том числе, и их учебы.

Как хорошо, по вашему мнению, вы сдадите финальный экзамен своего обучения?
Как хорошо, по вашему мнению, вы вообще будете учиться?
Вы думаете, вы достигните целей своей карьеры?
Насколько, как вы думаете, вы контролируете свою судьбу?

Оказалось, что те, кто думал о своих предках (а разницы между прапрадедами и предками 15 века не выявилось), полагали, что с учебой у них все будет хорошо, и думали, что они более контролируют свою жизнь, чем те, кто думал о походе в супермаркет. Выяснив это, исследователи пошли дальше и во втором эксперименте людей просили нарисовать фамильное дерево,  а в контрольном условии – подумать о последнем походе в супермаркет. Также как и ранее, на задания давалось 5 минут. После этого все выполняли задачу на измерение интеллектуальных способностей  — на поиск аналогий. Зависимой переменной (что измерялось) являлось количество правильных ответов на этот тест. Замеряли и сами попытки решить задачи, вне зависимости от правильности. Кроме этого, измерялось чувство контроля следующими оценками по шкале от 0 до 10:

У меня полный контроль над своей жизнью.
У меня полный контроль над моей профессиональной карьерой.
Я контролирую все плохое, что происходит в моей жизни.
Я контролирую все хорошее, что происходит в моей жизни.

Результаты показали, что люди, нарисовавшие свое генеалогическое дерево, чуть-чуть, но статистически значимо, больше произвели правильных ответов. Значительно больше они пытались решить задачи. Они также полагали, что контроля в жизни у них значительно больше.

И еще одно исследование – теперь участникам предлагалось подумать либо а) о друзьях, б) о родичах, живших в 15 веке, или в) о родственниках, поныне живущих. И опять, как и в первом эксперименте, никакой существенной разницы между родственниками, живыми либо почившими столетия назад в оценке контроля над своей жизнью или качеством решения интеллектуальных задач выявлено не было. Зато куда превосходило показатели тех, кто думал о друзьях. Дизайн этого эксперимента ставил целью проверить, не возникает ли эффект как реакция на людей, которые нам нравятся. Мне было очень интересно узнать о существенной разнице в результатах между родственниками и друзьями. Воистину, каков бы ни был вам друг, родная кровь все таки существенно отлична в своих проявлениях.

А что, если мы думаем о родственниках не очень хорошо? Психологи предложили людям подумать и об этом: в одном случае, об их родственниках (в половине случаях – о положительных качествах, и в половине – об отрицательных), и точно также о себе самом.  В результате, по итогам интеллектуальных тестов, родственники “победили” всех остальных – причем независимо от того, думали о них хорошо или плохо.

Напоминание нам о родственниках несет позитивный психологический эффект. Этот эффект не зависит ни о того, видели ли мы этого родственника, или нет, жил ли он триста либо двадцать лет назад,  думаем мы о нем хорошо, или нет. Эффект проявляется в улучшении интеллектуальных способностей, что было показано в этих экспериментах. Остается еще выяснить, каков эффект в других сферах – в области творческого мышления, социального поведения, принятия решений, и других.

Как мы можем это практически применить? В условиях, когда требуется лучшее интеллектуальное функционирование – при решении каких-то задач, на экзаменах, при стрессе, в ситуациях, когда мы не очень уверенны и других, аналогичных случаях – надо подумать о нашем дедушке или бабушке.

Fischer, P., Sauer, A., Vogrincic, C., & Weisweiler, S. (2010). The ancestor effect: Thinking about our genetic origin enhances intellectual performance. European Journal of Social Psychology.

Фото с сайта The Lost Passport Photo Gallery.


А во что верите вы?

Во что верят люди

Психологи Рэйчел Пичи (Rachel Pechey) и Питер Хэллиган (Peter Halligan) из Университета Кардифа в Уэльсе, провели интересное исследование по выявлению того, во что верят люди. Вопросы были замаскированы в обширном вопроснике, так, чтобы люди не подумали, что их подозревают в сумасшествии. В опросе приняли участие тысяча человек по всей Великобритании – вероятно, психологи понимали, что опроси они только жителей Уэльса, они бы дали для шуток еще один повод англичанам. Результаты – на картинке, адаптированной из статьи (Pechey & Halligan, 2011).

Кстати, всего 25% людей посчитали себя атеистами.

Примечательно, что, как мы видим, люди верят в то, что другие могут быть одержимы бесами и демонами больше, чем вообще верят в бесов и демонов!

Анализ показал сильную корреляцию между бредовыми иллюзиями и религиозными/паранормальными верованиями. И авторы исключили из анализа веру в оборотней и в астрологию, как принадлежащие к другим классам верований.  С другой стороны, такой корреляции не обнаружилось между всеми остальными классами.

Объяснения этому могут быть такими: допустим, человек пережил какой-то очень необычный опыт, и становится, в результате, более открыт другим идеям о том, как устроен и работает наш мир. А может быть, вера в что-то одно уже изменяет мышление таким образом, что другие идеи, какими бредовыми бы они не казались, могут найти какие-то точки соприкосновения с уже имеющимся. Согласитесь, если есть оборотни, то сомневаться в существовании других демонов просто как-то наивно! А там и до бога недалеко. Неспособность объяснить что-то одно, и вера в существование одного, ведет к такой же неспособности объяснения и принятию на веру другого.

Pechey, R., & Halligan, P. (2011). The prevalence of delusion-like beliefs relative to sociocultural beliefs in the general population. Psychopathology, 44 (2), 106-115.


Не доверяйте безоглядно очкарикам!

Джонни Депп в очкахВ журнале Американской Ассоциации Адвокатов (American Bar Association) была опубликована любопытная статья (Weiss, 2011). Адвокаты советуют своим подзащитным носить очки во время судебного процесса. Как показывает их опыт и интуиция, присяжные и судьи реагируют на это позитивно и подсознательно. Образ человека в очках хуже вяжется с образом преступника. Ну посмотрите на него! Разве можно подумать, что это пират и грабитель Джек Воробей?! Пардон, капитан Джек Воробей!

В одном исследовании (Brown, Henriquez, & Groscup, 2008) студентов просили выступить судьей в вымышленном деле, где подсудимым был человек, ограбивший и ранивший ножом женщину. Студентам выдавали уголовное дело, где они могли найти все документы, а также фотографию подсудимого. В одном случае это был черный, в другом – белый, и также половина из них носила очки, другая – нет. 63 подсудимых без очков и 50 в очках получили обвинительный приговор. Также был обнаружен эффект взаимодействия экспериментальных факторов: чернокожий подсудимый в очках был признан и более привлекательным и менее криминальным, чем белый очкарик.

John Ditullio

John Ditullio. Фото Brendan Fitterer/St. Petersburg Times, via Associated Press, via The New York Times.

Другая история, освещенная The New York Times (Schwartz, 2011) не так давно, рассказывает о том, как адвокат убедил суд заплатить (!) косметологу за макияж своего подзащитного, которого вы видите на картинке. Наколки этого козла, сказал адвокат, говорят о его мировоззрении, что может затруднить присяжным работу, которым надо сохранять свою непредвзятость. Это, разумеется, вызвало горячие дискуссии в блогах (Sommers, 2011), освещающих этот случай. Действительно, адвокаты знают о первом впечатлении не понаслышке. Если есть возможность переодеть человека в цивильную одежду вместо тюремной робы, этим надо пользоваться. Ну, как можно не осудить человека, если он вот сидит, весь в оранжевом? Одежда, допустим, но наколки? Причем дело-то как раз касалось нападения подсудимого на одного чернокожего и одного гомосексуалиста, в прямой связи с его, выраженными на теле, постулатами. Интересно, что многие люди обсуждали не это, а то, почему налогоплательщики вынуждены платить за это! Будь у подсудимого деньги, он маскировал бы свои художества безо всякого разрешения.

Исследования показывают, что не очень симпатичные подсудимые получают большие сроки по сравнению с привлекательными. Должно ли теперь государство платить за проведение подсудимому косметической операции, коль скоро мы знаем об этом? Юридический ответ на это – присяжные должны следовать инструкциям судьи, и если он говорит – “не обращайте внимания на татуировки этого человека и цвет его кожи, и выносите свое решение беспристрастно”, то так оно и произойдет. В теории. На практике же, присяжные – такие же люди, и избежать подсознательных мотивов им так же невозможно, как и другим. Тут мы можем начать фантазировать очень долго, потому что исследований много – одни говорят о том, что подсудимые с ожирением получают больше чем худощавые (у них же на лицо отсутствие самоконтроля), люди с черной кожей – больше чем белые, женщины – меньше чем мужчины.

Воистину, нас ждут веселые времена!

Brown, M.J., Henriquez, E., & Groscup, J. (2008). The effects of eyeglasses and race on juror decisions involving a violent crime. American Journal of Forensic Psychology, 26:2, 25.

Schwartz, J. (2011). Extreme Makeover: Criminal Court Edition. The New York Times. December 5, 2010. Retrieved from here.

Sommers, S. (2011). What happens when you cross the Avon Lady with a Neo-Nazi murder defendant? In The News: Forensic Psychology, Criminology, and Psychology-Law. Posted online January 28, 2011. Retrieved from here.

Weiss, D. S. (2011). Jurors less likely to convict defendants wearing glasses, say lawyers and 2008 study. ABA Journal. Published online Feb 14, 2011. Retrived from here.


.. и она к тебе не раз еще вернется

Счастливая женщинаКогда мы делимся с другими своими хорошими новостями, достижениями и радостями, мы начинаем наслаждаться этими радостями еще больше и чувствуем больше близости к человеку, которому ведаем об этом.

В эксперименте (Reis et al., 2010), психологи просили участников эксперимента вспомнить какое-нибудь радостное событие, произошедшее в их жизни за последние несколько лет, и рассказать его другому участнику (который на самом деле был помощником экспериментатора). И, как помощник, он имел две разные задачи, в зависимости от условий эксперимента: показывать безразличие к рассказанному, или проявлять живой интерес и энтузиазм. После этого экспериментаторы оценивали с помощью вопросников настроение участника, его отношение к событию, которое он вспомнил, и чувства к помощнику.

Неудивительно, что когда помощник реагировал позитивно, говоря слова одобрения типа “О, я так рад за тебя!” или “Ну, здорово!”, люди лучше оценивали свое радостное событие, свое настроение вообще, и также испытывали больше чувства близости и доверия к такому слушателю. Интересно что, в конце эксперимента им было положено получить доллар, но, по “ошибке” экспериментатора, они получали два. Те, кого слушали одобрительно, были склонны вернуть лишний доллар, по сравнению с теми, кого слушали без интереса.

Поэтому, если мы хотим более теплых отношений с человеком, надо попросить его поделиться радостными событиями в его жизни. Улыбнитесь, поздравьте человека, выразите свою радость за него и вам отвалится кусочек счастья чужого счастья! Научно доказано.

Reis, H. T., Smith, S. M., Carmichael, C. L., Caprariello, P. A., Tsai, F., Rodrigues, A., & Maniaci, M. R. (2010). Are you happy for me? How sharing positive events with others provides personal and interpersonal benefits. Journal of Personality and Social Psychology, 99(2), 311-329.


Тем, кто пишет, не страшны тревоги

Задача по математикеИнтересная находка психологов, которая может помочь вам хоть завтра. Если у вас на носу важный экзамен, или собеседование, или публичное выступление, и вы волнуетесь и переживаете, то на это есть средство – интересный результат экспериментов, опубликованных в журнале Science (Ramirez & Beilock, 2011).

Все что нужно – найти немного времени, сесть и написать о том, что вас беспокоит. Именно так, потому что вариант с писанием чего угодно не помог. Только по делу, по беспокойству, и в течение 10 минут.

Экспериментаторы реально нагнетали обстановку перед тестом у участников эксперимента, создавая чувство ответственности не только за себя, но и за гипотетического напарника, который уже справился, и находился теперь в полной зависимости от успеха этого участника.

А вот инструкция, которую давали людям, и которая должна помочь и вам:

“Пожалуйста, в течение следующих 10 минут, пишите, как можно открыто и откровенно о своих мыслях и чувствах относительно тех математических задач, которые вам предстоит решать. Мы хотели бы, что бы вы действительно выразили себя в своем сочинении, открыли свои эмоции и мысли, по поводу того, что вы начнете вторую часть задания по решению математических задач. Вы можете сравнить ваши мысли с теми, которые были у вас в похожих ситуациях, например, в школе. Пожалуйста, постарайтесь быть как можно более открытыми самому себе”.

Разница между успехами одной группы, которая просто приступила к выполнению заданий, и группой, которая сначала писала такое короткое эссе, составляла, в среднем, 20%.

Ramirez, G., & Beilock, S. L. (2011). Writing About Testing Worries Boosts Exam Performance in the Classroom. Science, 331(6014), 211-213.