Category Archives: Подсознание

Никуда не денешься от этих глаз

Бистро в Университете Ньюкасл, где проходил экспериментГруппа психологов (Ernest-Jones, Nettle, & Bateson, 2010) из университета в Ньюкасле, Великобритания, недавно опубликовала продолжение исследований, о которых я уже писал. Там они размещали небольшие постеры на кухне, чтобы увидеть, какой эффект возникает при разных изображениях. И человеческие глаза, смотрящие прямо на вас, оказывали солидный и значимый эффект на честность.

Экспериментальный постер

Экспериментальный постер

В этот раз они меняли постеры с изображением человеческого лица с глазами, смотрящими прямо на зрителя и постеры с цветами на стене в университетском кафе самообслуживания (на фото вверху). В кафе и так уже висел постер о просьбе убирать посуду со стола за собой. В кафе – 35 столиков, и несколько сотен человек ежедневно посещают его. На постере было написано “Пожалуйста, после того как вы закончили есть, соберите посуду на поднос и отнесите к стойке с подносами”. Постеры были размером А4.

В течение 32 дней экспериментаторы каждый день меняли постеры. Всего их было четыре – два конгруэнтных – с просьбой убрать за собой с картинкой либо глаз либо цветов, и неконгруэнтные – опять же с картинкой либо глаз либо цветов. Неконгруэнтными назывались постеры, где текст был следующий: “Пожалуйста, потребляйте в кафе только те напитки и продукты, которые приобретены здесь”.

И вот какие результаты получились:

Результаты эксперимента

Эксперимент также показал, что такой постер работал лучше, когда людей в кафе было немного. Конечно, присутствие людей действует сильнее их изображения.

Изображение человеческих глаз, возможно, создает ощущение того, что за нами наблюдают. А поскольку нам не все равно, что о нас думают люди, то тогда, когда мы думаем, что за нами наблюдают, мы стараемся вести себя лучше.

Дорожная камераЭто исследование имеет важное значение для разработки мер по предупреждению антисоциального или опасного поведения. Так, предполагается, что если на дорожных знаках, предупреждающих о камерах, помещать не изображение камеры, а изображение глаз, то необходимый эффект будет выше. Другой пример – поместить нечо подобное такому постеру в малолюдных местах, что может уменьшить вероятность антисоциального поведения, и, возможно, даже спасет чью-то жизнь.

Ernest-Jones, M., Nettle, D., & Bateson, M. (2010). Effects of eye images on everyday cooperative behavior: a field experiment. Evolution and Human Behavior, In Press, Corrected Proof.

Фото кафетерия отсюда.


Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Третья

Ручной эспандерЧтобы разобраться, желательно, окончательно, с этими феноменами, психологи (Hansen и Wänke, 2009) создали дизайн следующего эксперимента. Сначала участников эксперимента просили сжать ручной эспандер доминантной рукой, и как только они это делали, экспериментатор вставлял губку и засекал время. Как только губка падала (рука разжималась), секундомер останавливали. Разумеется, ожидалось, что люди будут отличаться по силе мускулов, и это требовалось, чтобы замерить разницу между длительностью до и после эксперимента.

Далее, как и в предыдущих экспериментах, людей просили в течение 6 минут, написать короткое эссе о типичном поведении и характеристиках спортсмена (в экспериментальном условии) и постоянно неработающего человека (в контрольном условии). Затем  дали анкету с утверждениями вроде: “Я уверен, что я могу ходить в фитнес-клуб, даже если мои друзья и семья не делают этого”, “Мне нравится заниматься моим любимым спортом регулярно, даже если я не получаю поддержки от других за свои усилия” и тому подобное. Нужно было оценивать согласие с утверждением по шкале. После этого участники эксперимента проделали тот же тест по сжатию эспандера на время.

Сравнение изменений после экспериментальных манипуляцийЧто показали результаты:  во-первых, разница во времени между первым тестом на сжатие эспандера и вторым у двух групп была существенна. Смотрите график. Отрицательная величина означает, что люди, инструктированные мыслями о безработном, могли удерживать экспандер сжатым меньше по времени, чем те, кто думал о спортсмене. Интересно, что статистически значимой разницы между временем первого и второго теста у людей, думающих о спортсмене, не было, а у людей, думающих о безработном, она была. Иными словами, думать об апатичном, не стремящемся к изменениям человеке без постоянной работы производит худший результат, чем думать об образе настойчивого, стремящегося к победе и упорного спортсмена.

В целом, все эксперименты этой серии показали, что определенным образом думая о хорошем, позитивном образе, мы меняем веру в свои собственные силы. Образ профессора заставляет нас верить в наши интеллектуальные возможности, образ спортсмена – в стремление к победе, и, напротив, образы и стереотипы не столь позитивные – как постоянно безработный, уборщица или секретарь уменьшают нашу веру в свои силы. А затем эта вера меняет и измеримые наши характеристики и наше поведение. Сам процесс влияния стереотипа/образа на наше поведение, тем не менее, остается неясным. Возможно, думая о позитивных, энергичных и способных других, мы готовим и мотивируем себя для контакта с такими людьми, становясь сами ближе к ним по характеристикам и поведению. А может быть, это один из процессов социального обучения, когда мы учимся становиться другими, анализируя, наблюдая и представляя их. Так что, если вы хотите достичь чего-то, что вам не удается или вы никогда раньше не делали, подумайте несколько минут о тех, кто уже это сделал.

Hansen, J., & Wänke, M. (2009). Think of capable others and you can make it! Self-efficacy mediates the effect of stereotype activation on behavior. Social Cognition, 27(1), 76-88.


Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Вторая

УборщицаПродолжая эксперименты, Hansen и Wänke (2009), сначала оценили стереотипы нескольких профессий, опрашивая студентов. Выяснилось, что уборщица считается наименее интеллектуальной профессией, в особенности, по сравнению с профессором университета. Неважно, что мы знаем весьма умную уборщицу и непроходимо тупого профессора – это же стереотипы, которые устойчивы и широко распространены.

Отталкиваясь от этого, одной группе участников эксперимента было предложено описать поведение и типичные черты профессора, а другой группе – уборщицы. Те из участников эксперимента, которые знали кого-то лично из этих категорий, были исключены из исследования, потому что в этом случае стереотипы могут не работать.

Стереотипичная оценка интеллекта профессора и уборщицыПсихологи предварительно отобрали, экспериментальным путем, из 100 вопросов 42 таких, которые были признаны не самыми сложными и не самыми легкими. Вопросы – фактически такие же, как мы можем видеть в бесчисленных телешоу – вопрос, и надо выбрать один из четырех ответов. И “скормили” эти вопросы участникам этого эксперимента. После каждого ответа человек должен был ответить, насколько он уверен в нем. Это так называемая калибровка. Хорошо иметь, например, 70% правильных ответов и 70% уверенности в них. Плохая калибровка, когда ответив правильно на 10% вопросов, люди выдают 100% уверенность. И также не очень здорово, когда ответив правильно на 90% вопросов, человек выдает 20% уверенности.

Результаты теста  — на графике ниже. Интересно, что уверенности в правильности ответов также было больше у тех, кого стереотипировали профессором.

Разница в количестве правильных ответовСмотрите, что получается: уверенность в своих силах приводит к лучшим результатам. Для некоторых людей, воспитанных всякими коучами, это кажется нормальным, однако причинно-следственная связь должна быть обратной – у человека с активированным высокоинтеллектуальным стереотипом возникают лучшие результаты, и следовательно, возникает больше уверенности в свои силы.

Впрочем, есть основания видеть именно такую, нелогичную связь, по следующим причинам: во-первых, люди не получали обратной связи о своих успехах, и тем не менее, уверенности было больше, во-вторых, несколько видов анализа данных показали, что влияние стереотипа на аккуратность в ответах и уверенности в них было независимо.  И все же, это странно, и разумеется, это надо было проверить. Продолжение завтра.

Hansen, J., & Wänke, M. (2009). Think of capable others and you can make it! Self-efficacy mediates the effect of stereotype activation on behavior. Social Cognition, 27(1), 76-88.


Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Первая

Christina Hendricks в роли Joan Holloway в сериале БезумцыВерите ли вы в себя? Ключевое слово здесь – “верить”. Верить – это загадочная деятельность и способность нашего мозга, которая интересует лично меня на протяжении очень долгого времени. Помните, один персонаж жутких сказок говорил “если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице* сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас”. Однако ни эти сказки, ни многочисленные разговоры с фанатами этих сказок не дают ответа, как мы можем научиться верить именно так. Казалось бы, за пару тысяч лет, занимаясь этим профессионально, и потратив миллионы часов, можно было бы прийти к каким-то методам, не так ли? Увы, придется, как обычно, делать это самим.

Что мы знаем? Особенность веры заключается в том, что как только вы чуть-чуть засомневаетесь, она тут же исчезает. Поэтому одно из очевидных решений заключается в том, чтобы то, во что нам надо поверить, появилось в нас незаметно для нас, так, чтобы сомневаться в этом мы не могли. Это должна быть неосознаваемая инструкция или неосознаваемая активация определенной категории, которая обрабатываемая исключительно подсознательными процессами, неведомо для нашего сознания. Неведомая для сознания, и значит, не подлежащая сознательному критическому фактору.

Психологи университета в Базеле, в Швейцарии (Hansen & Wänke, 2009), выдвинули такую гипотезу: активация стереотипа, связанного с высокими интеллектуальными способностями, должна увеличить веру в эффективность собственных действий.

Участников эксперимента попросили помочь в формировании образа (стереотипа) для факультета психологии. Для этого им нужно было описать типичное поведение и характеристика профессора, в экспериментальной группе, и секретаря, в контрольной группе. Все это было замаскировано как часть двух исследований в одном, для того, чтобы не дать возможности людям построить связь между тем, что они делают сейчас и потом. На самом деле, такое описание и было неосознаваемым инструктированием, в надежде, что оно вызовет активацию стереотипа. Затем, перейдя к следующей, казалось бы, не связанной с предыдущим заданием, работе, участники должны были познакомиться с интеллектуальной игрой, Trivial Pursuit, и оценить, как они играли бы в нее. Оценка включала в себя достаточно вопросов, чтобы понять и измерить, как изменилось их представление о собственных возможностях. И на графике показана статистически значимая разница в оценке своих возможностей.

Self-efficacy

Когда мы думаем интенсивно о чем-то, то эти мысли изменяют наше самосознание – во всяком случае, некоторые аспекты стереотипов могут стать частью нас, на какое-то время. Ну, хорошо, верить в свои силы мы стали больше, а что с реальностью? Что толку с того, например, что вы поверите, что можете читать мысли людей? Таких людей уже достаточно. Нас же интересует не самообман, а реальные, практические и измеримые феномены. Продолжение завтра.

Hansen, J., & Wänke, M. (2009). Think of capable others and you can make it! Self-efficacy mediates the effect of stereotype activation on behavior. Social Cognition, 27(1), 76-88.

* смоковница — инжир, фига.

На фото: Christina Hendricks в роли офис-менеджера Joan Holloway в сериале Безумцы (Mad Men).


Любовь у моста

Сapilano bridgeВ продолжение темы о феномене ошибочного приписывания причины, сегодня мы рассмотрим уже ставший классическим эксперимент, широко известный в узких кругах.

Представьте себе такую сцену: привлекательная девушка подходит к мужчине в парке и просит помочь ей выполнить небольшое психологическое исследование. После того, как мужчина заканчивает с анкетой, она говорит, что была бы рада поговорить, если есть вопросы по поводу этого исследования, и отрывая кусочек бумаги, пишет на нем номер телефона и протягивает мужчине. Девушка подходила к мужчинам после того как они пересекут мост. Для этого были выбраны два отличных друг от друга моста в национальном парке в Северном Ванкувере, Британская Колумбия, Канада. Первый (экспериментальный, на фото вверху) – был подвесной, шириной в полтора метра, 150 метров длиной, сделанный из деревянных планок, подвешенный на тросах. Мост имел довольно угрожающие характеристики: он мог раскачиваться, прогибался под тяжестью пешехода, с низкими опасными поручнями, и соединял два края 80 метровой пропасти, где внизу бурлила в камнях горная река Капилано. Вы можете посмотреть много фотографий, как выглядит этот мост здесь. Мост стал безопаснее с той поры, когда проходил эксперимент (в 1973 году), о котором мы сейчас говорим.

Второй мост был солидным, широким, всего лишь в 3 метрах над спокойной речкой, с высокими поручнями, неподвижный и основательный. Когда девушка подходила к мужчине около опасного моста, она называла себя Глория, а когда у спокойного – Донна.

Исследователей (Dutton & Aron, 1974) интересовало все: сколько мужчин взяли бумажку с телефоном девушки, и сколько потом позвонили. Количество мужчин пересекших опасный мост и безопасный мост, и согласившихся ответить на вопросы девушки было приблизительно одинаково, 23 и 23, соответственно. Телефон девушки взяли примерно одинаковое количество мужчин в обоих условиях, но позвонили отнюдь не все. В одном случае только 12,5% мужчин позвонили ей, а в другом – 50%. Стоит заметить, что звонок, по сути, был назначением свидания с девушкой. Как вы думаете, сколько назначили свидание Глории, а сколько – Донне, и почему?

Правильный ответ: мужчины, пересекшие опасный мост, гораздо чаще звонили девушке Глории и пытались назначить свидание. Чем это можно объяснить? Каким образом одна и та же девушка казалась настолько разной для двух групп мужчин? Психологи объясняют это так: мужчины, перешедшие опасный мост, испытывали волнение, их сердце билось чаще, и они были возбуждены. Конечно, сознательно они приписывали это тому рискованному акту, который они только что совершили, однако частично они могли приписать это девушке. Ну, смотрите: он видит девушку первым делом, перейдя мост, его тело все еще находится в возбужденном состоянии, и его мозг пытается объяснить это состояние внешними причинами. “Если я так взволнован, наверное, это потому что мне нравится эта девушка”, вполне может рассуждать его мозг, причем это происходит подсознательно и неведомо для сознания мужчины. И это справедливо, потому что опасность уже миновала и возбуждение, если оно осталось надо объяснять другими причинами.

Экспериментаторы также рассуждали о возможных побочных факторах этого феномена, одним из которых был тот, что этот подвесной мост — хорошо известная, разрекламированная достопримечательность, привлекающая массу туристов. В большинстве своем туристов, то есть людей не из данной местности, и у которых, весьма вероятно, не было возможности либо позвонить девушке вообще, либо рассчитывать на развитие каких-то отношений с ней. Если так, то тогда мы предполагаем, что в аналогичных условиях, и в современное время, когда и расстояния значат меньше, и вместо телефона можно дать адрес скайпа или твиттера, и в месте, где более вероятны преимущественно местные жители, откликов было бы гораздо больше. То есть вы понимаете, что если вы хотите, чтобы человек в вас влюбился, попадитесь ему на глаза через минуту-другую после поездки на американских горках, после киносеанса фильма ужасов с леденящим кровь концом, или что-то в этом роде :). С другой стороны, вы тоже посчитаете этого человека более привлекательным, нежели в других условиях, даже зная об этом феномене.

Dutton, D. G., & Aron, A. P. (1974). Some evidence for heightened sexual attraction under conditions of high anxiety. Journal of Personality and Social Psychology, 30(4), 510-517.


Приключения причинно-следственной связи

учительницаПредставьте, что вы решили выйти на работу в субботу, хотя это вам не свойственно. Вы думаете, что вы делаете это потому, что вы получите за это отгул, который вам пригодится. Однако представьте себе, что реальная причина, почему вы согласились, вам неизвестна. Именно неизвестна, и вы, вероятнее всего, никогда не догадаетесь, в чем она. Даже не та, что вы будете на работе одни с представителем другого пола, который/которая вам, как кажется, нравится. Это слишком очевидно. Причина, повторюсь, вам неизвестна, и если вы ее даже узнаете, вы сильно удивитесь. Но именно она повлияла на то, что вы проводите субботу на рабочем месте.

Давайте с этим разбираться. В серии экспериментов, психологи (Bar-Anan, Wilson, & Hassin, 2010) пригласили студентов мужского пола и объяснили, что им нужно будет участвовать в серии небольших  экспериментов, не связанных между собой, на компьютере. Первое задание было такое: студентам в контрольной группе давали прочитать нижеследующий текст:

Антон случайно встречает бывшую сокурсницу Наташу в пабе, куда он зашел выпить пива. Они разговорились, и Антон рассказывает ей о своей работе. Атмосфера в пабе – просто супер, и народ подтягивается. К концу вечера люди выходят на танцпол. Антон смотрит со стороны на танцующих и думает “Все-таки это классное место”.

А студентам в экспериментальной группе такой:

Антон случайно встречает бывшую сокурсницу Наташу в пабе, куда он зашел выпить пива. Они разговорились, и Антон рассказывает ей о своей работе. Атмосфера в пабе – просто супер, и народ подтягивается. К концу вечера Антон провожает Наташу домой. Когда они подходят к ее дому, он спрашивает: «Можно зайти в гости?”

Затем студентам дали следующую задачу, озаглавленную “Выбор научного руководителя”, для необходимой в их учебе практики проведения экспериментов.  Студентам сказали, что они будут подключены к доступному в данное время научному руководителю, который в режиме онлайн расскажет им об одной из двух тем в течение 7 минут. Темы были такие: “Советы по улучшению внимания” и “Как предупредить простуду”. Через какое-то время студенты запускали программу онлайн-конференции, и могли видеть, что доступны два руководителя – Джейсон и Джессика, каждый со своей темой. Студенты выбирали руководителя, но чуть позже программа зависала, и стоящий рядом экспериментатор с сожалением говорил, что возможно, придется эту часть пропустить.

Затем участникам эксперимента предлагалось ответить на множество вопросов, некоторые из которых не имели никакого отношения к двум событиям, описанным выше, но, на самом деле, все эти вопросы измеряли множество переменных. Цель была увидеть разницу между выбором темы или руководителя в зависимости от текста, который прочитал студент ранее, и постараться узнать причины такого выбора.

Что выяснилось: студенты в экспериментальной группе (те, что прочитали тест, оканчивающийся просьбой зайти в гости) чаще выбирали женщину, Джессику, как своего руководителя, чем студенты из контрольной группы. Ни один из 130 студентов не догадался о влиянии текста на поведение. Кроме этого, студенты из обеих групп чаще выбирали тему о внимании, чем о здоровье, но это не очень интересно для нас. А вот то, что студенты из экспериментальной группы чаще выбирали женщину независимо от темы, которую она представляла, но объясняли свой выбор темы именно интересом к теме, безотносительно, казалось бы, руководителя – на самом деле феномен занимательный. Это феномен ошибочного приписывания причины – когда мы объясняем свое поведение причинами, отличными от реальных.

Но дела обстоят куда загадочнее и веселее. Но об этом – завтра.

Bar-Anan, Y., Wilson, T. D., & Hassin, R. R. (2010). Inaccurate self-knowledge formation as a result of automatic behavior. Journal of Experimental Social Psychology, 46(6), 884-894.


Какую шоколадку хочет Чарли?

Перечитываю книгу Герга Гигерензера об интуиции (Gigerenzer, 2007) для своих исследований, и хотел бы познакомить вас с интересной штукой из этой книги.

Мы берем и показываем вот такую картинку детям.

Что же хочет Чарли?

(Картинка адаптирована из Gigerenzer, 2007, стр. 46)

И мы говорим «Это мой друг Чарли. Чарли хочет одну из этих шоколадок. Какую шоколадку хочет Чарли?»

И как должен ответить ребенок? Откуда он знает?! И, тем не менее, все дети практически мгновенно отвечают или показывают на Snickers, что правильно. Дети с аутизмом не могут так делать. Они могут показывать случайным образом на одну или другую, или эгоистично выбирают ту, которая нравится лично им.

Однако если их спросить, куда смотрит Чарли, дети с аутизмом покажут правильно. Но они не могут сделать этого спонтанного умозаключения, соединяющего два факта – Чарли хочет специфическую шоколадку и направление, куда смотрит Чарли. Нормальные дети делают это мгновенно, неосознанно.

Из этого вытекает следующая эвристика (эвристика – правило интуитивного рассуждения): Если человек смотрит на что-то одно из выбора объектов, то, скорее всего именно это он и выбирает.

Gigerenzer, G. (2007). Gut feelings : the intelligence of the unconscious. New York: Viking.