Category Archives: Будущее

Исследуя Зазеркалье

mirror-reversedПространство и время связано у нас в голове в причудливой форме. Мы знаем, например, что для человека, читающего слева направо, прошлое – слева, а будущее обычно справа, и впереди, но многое мы еще не представляем.

Так, например, думать о времени и говорить о нём – разные вещи. Прошлое, в нашем воображении – слева, но понедельник идет до вторника, а не слева от него. Для меня, например, понедельник «выше» вторника в левой части поля зрения – эту дурацкую (или прекрасную) схему мне вдолбил в голову дневник средней школы. В этой схеме, кстати, не существует воскресенья! Но, да, признаюсь, я никогда не говорил: «давай встретимся справа вверху», имея в виду четверг, хотя представить четверг именно в том месте я могу вполне. Могу и допустить, что человек, прошедший школу в те же года, меня поймет.

В классическом уже эксперименте Тверски с коллегами (Tversky, Kugelmass, & Winter, 1991) давали детям и взрослым картинки, изображающие завтрак, обед и ужин и просили их разложить, «по порядку». Вы читаете это текст по-русски, и думаю, разложили бы их так же, как и те англоязычные участники: завтрак слева, ужин справа, и обед посередине. Арабские участники сделали наоборот, с завтраком справа. Направление чтения и письма реально определяет восприятие течения времени.

Недавнее исследование голландских психологов (Casasanto & Bottini, 2014) подтвердило течение времени слева направо в восприятии фраз, таких как «неделей позже», «годом ранее», «столетием после». Эксперимент был тщательно продуманным, и подробно описанным: на экран подавались инструкции и фразы, и участники реагировали на них соответствующими клавишами, находящимися слева или справа на клавиатуре. Создав таким образом результат, красноречиво свидетельствующий о восприятии течения времени, они приступили ко второму эксперименту. Он был в точности такой же, как и первый, только все – и инструкции и фразы были написано в зеркальном отображении, перевернутым по горизонтальной оси (как на картинке в начале статьи).

восприятие течения времениСлева на графике показаны результаты, при этом Block 2 – повторный показ. Чем меньше столбик – тем быстрее реакция, тем натуральнее кажется концепция.

Длительность всего эксперимента была около 15 минут, и, как видно, повторная экспозиция привела к кардинальному изменению восприятия хода времени. Исследователи отмечают, что показатели реакции голландцев при чтении зеркальных фраз аналогичны показателям людей с родным ивритом, на котором пишут и читают справа налево.

Таким образом, даже небольшого времени хватает, чтобы восприятие течения времени изменилось. Правда, эффект этот не будет долговременным, но если мы вдруг окажемся в Зазеркалье, то адаптироваться там сможем очень быстро, ну а жителям России даже и привыкать не придется.

Вы можете отзеркалить текст, распечатать или читать его на мониторе, и сами убедитесь, что освоитесь вы довольно быстро, но теперь вы будете знать, что ваше представление о времени изменилось. Это должно повлиять на понимание ваших планов на  будущее, и, с большой вероятностью, подарит вам пару интересных идей. Впрочем, изменяется не только восприятие течения времени, но и другие любопытные вещи, но об этом завтра.

Casasanto, D., & Bottini, R. (2014). Mirror reading can reverse the flow of time. Journal of Experimental Psychology: General, 143(2), 473-479.

Tversky, B., Kugelmass, S., & Winter, A. (1991). Crosscultural and developmental trends in graphic productions. Cognitive Psychology, 23, 515-557.


Неожиданный источник оптимизма

альпийские лугаВ 1688 году швейцарский врач Йохан Хофер в своей диссертации ввел термин ностальгия (слово, состоящее из двух греческих корней, nostos – дом, и algos – боль), как симптом болезни Schweizerheimweh (Швейцарская тоска по дому). С тех пор ностальгию полагали как настоящее психическое расстройство. Считалось, что эта болезнь часто возникала у швейцарских наемников, которые, оказываясь на долгое время на равнинах, болезненно переживали отсутствие горных пейзажей. Кроме этого, врачи серьезно полагали, что у швейцарцев – предрасположенность к заболеванию из-за повреждений мозга с самого детства, возникающих в результате того, что они слышат беспрестанное позвякивание колокольчиков на коровах, пасущихся на альпийских лугах. С фантазией у врачей было все в порядке, как видите. Врачебное мнение было таково, что человек при ностальгии настолько озабочен событиями в прошлом, что ему не нравится настоящее и пугает будущее. В принципе, некоторые так до сих пор и думают.

За последние 15 лет проведено множество экспериментов, в частности, одним из лидеров изучения этого явления, Константином Седикидесом, профессором психологии в Университете Саутгемптона, и видение ностальгии сегодня совершенно иное. Посмотрим на один недавний эксперимент: в нем психологи распределили случайным образом 102 участников в две группы: контрольную и ностальгическую. В контрольной группе им предложили подумать об обычном событии в жизни, а в экспериментальной – о событии прошлого, которое заставляет их почувствовать ностальгию. Подумав, участники должны были в течение 5 минут писать об этом. Сочинения были проанализированы с помощью контентно-лингвистической программы, которая подсчитала общее количество слов, а также число слов, из категорий позитивных и негативных. Вот что оказалось:

Люди, которые ностальгировали, показали чуть больше позитивных эмоций, и не показали больше негативных эмоций, чем люди в контрольной группе. Но самое, пожалуй, удивительное, что ностальгические переживания привели к увеличению слов, связанных с оптимизмом, чем в контрольной группе.

Следующие эксперименты показали, что может быть причиной роста оптимизма. Предположительно, работает следующий механизм: воспоминания о прошлом, неважно, плохом или позитивном, создает и подчеркивает чувство продолжения себя во времени. От этого растет чувство собственного достоинства, которое повышает оптимизм, то есть позитивный взгляд на будущее.

Это не удивительно: исследователи давно обнаружили, что те, кто плохо помнят прошлое, почти не могут представлять себе будущее. Если есть проблемы с детализацией прошлые событий – то это отражается и видением будущего. Исследования показали, что при воспоминаниях о прошлом и размышлениях о будущем мы используем одну и ту же нейронную сеть. Когда мы вспоминаем что-то, мы всегда реконструируем, используя «кирпичики», из которых он строит и представления о будущем.
Теперь вам будет понятнее, что и почему еще делает ностальгия, как было подтверждено в экспериментах:

  • Ностальгия уже не связана непосредственно с тоской по дому.
  • Это чувство знакомо всем культурам, и возрастам (уже в семилетнем возрасте дети могут ностальгировать по прошлогодним новогодним праздникам) и человек, в среднем, три раза в неделю погружается в ностальгические воспоминания, хотя бы кратко.

  • Ностальгия повышает самоуважение и укрепляет социальные связи. Это средство против одиночества, скуки и беспокойства.
  • Она делает человека более щедрым и толерантным к другим.
  • Пара становится ближе и счастливее, после того как они разделит совместные ностальгические воспоминания.
  • В холодной комнате люди почувствуют себя физически теплее после пяти минут приятных воспоминаний о прошлом.
  • Предаваться ностальгии можно всем, в любом возрасте, за исключением, пожалуй, невротиков, которые и без того слишком увлекаются этим.

Интересно, что даже несмотря на очевидность манипуляций, фильмы, которые продвигает российский истеблишмент сегодня: про советский хоккей, космос и российскую культуру – ностальгические по сути, и позитивные по содержанию, действительно создают оптимистичное отношение к будущему.

Обратите внимание, что активировать ностальгические настроения исследователям удавалось, просто попросив их почувствовать. Еще один метод, который используют психологи – дают почитать в газете о каком-то ужасном событии (о наводнении или пожаре, унесшим десятки жертв). Прочитав такое, человек охватывает депрессия и чувство одиночества, которые вскоре переходят в ностальгию. Эффективен и метод вызывания этого чувства с помощью музыки или задушевных песен прошлого.

Cheung, W.-Y., Wildschut, T., Sedikides, C., Hepper, E. G., Arndt, J., & Vingerhoets, A. J. J. M. (2013). Back to the Future: Nostalgia Increases Optimism. Personality and Social Psychology Bulletin, 39(11), 1484-1496.

Tierney, J. (2013). What Is Nostalgia Good For? Quite a Bit, Research Shows. The New York Times, July 8, 2013.


Настоящий каваи

тактильный интерфейсНа прошедшем недавно вручении призов за лучшие работы в области BCI (brain-computer interface) – интерфейса мозг-компьютер, первое место получила команда исследователей из японских университетов (Hamada, Mori, Shinoda & Rutkowski, 2014). Они представили действительно оригинальную идею взаимодействия.

Для начала – немного пояснений. В Википедии сказано неплохо: «В однонаправленных интерфейсах мозг-компьютер внешние устройства могут либо принимать сигналы от мозга, либо посылать ему сигналы (например, имитируя сетчатку глаза при восстановлении зрения электронным имплантатом). Двунаправленные интерфейсы позволяют мозгу и внешним устройствам обмениваться информацией в обоих направлениях. В основе нейро-компьютерного интерфейса, часто используется метод биологической обратной связи» (ссылка ).
Обычно взаимодействие между человеком и компьютером происходит по мысленным командам, через зрительный и слуховой каналы. Отлично работают методы вживления электродов для интерфейса, хотя это сопряжено с определенными проблемами, которые неизвестно пока как решить (см. статью Кто хочет стать киборгом?).

Тактильное восприятие, как правило, используется значительно реже. Тактильный канал может использоваться, например, так: расположение вибрирующих элементов на теле, как например это делали немецкие ученые, создавая у человека ощущение магнитного поля земли (см. статью Сила мысли), или в шлеме, с гироскопами и акселераторами, для восстановления чувства баланса, или на языке (как вариант, – на спине), подавая на него слабые электрические сигналы для создания чувства зрения у слепых, как это делал несравненный Пол Бакарита (см. статью Пластичность мозга).

ultrasonic displayТипичное применение – установка на руки слабо вибрирующих преобразователей, как показано на фото в начале статьи. Что сделала команда, получившая первый приз – так это создала систему airborne ultrasonic tactile display (AUTD) – воздушно-потоковый ультразвуковой тактильный дисплей. Одно название способно ввести неподготовленного человека в транс :). В отличие от датчиков на руке, этот дисплей – бесконтактный, что имеет преимущества: он не раздражает кожу, и не вызывает ее повреждений при длительном использовании – ведь не стоит забывать, что в первую очередь, интерфейсы мозг-компьютер используются для людей с какими-либо ограничениями.

ультразвуковой дисплей в использовании Устройство на картинке слева – именно это дисплей. Сигналы от компьютера генерируют интенсивное ультразвуковое излучение высокой амплитуды (нелинейный акустический феномен), которое создает деформацию кожи на руках, создавая тактическое ощущение. По воздействию и ощущениям – работает, хотя пока хуже, чем контактные вибрационных преобразователей.

На фото слева вы видите, что над ладонями участника эксперимента расположен ультразвуковой дисплей, которы йи подает сигналы на кожу.

Несмотря на это, метод может быть пригоден для некоторых случаев. Представьте, что вы в полной темноте, и ничего не слышите, а камера ночного видения установлена на шлеме, и преобразует видеосигналы в ультразвук в вашей перчатке, и вы «видите» где вы находитесь, хотя и в очень грубом разрешении. Или так: вы сидите на унитазе, едва проснувшись, а ультразвуковые волны сообщают вашей попе, что сегодня – 30 сентября 2024 года, чудесная погода, и вам надо поменьше пить.

Полный текст статьи в свободном доступе на сайте Корнеллского университета.


Может ли наше лицо предсказать, сколько мы проживем?

лица и возрастДа, считает Джей Ольшански, биодемограф из Университета Иллинойса в Чикаго. Разработанное им с коллегами приложение уже сегодня может оценить биологический возраст и выдать некоторые вероятности. Работа приложения основывается на том факте, что люди, выглядящие моложе своих лет, как правило, и живут дольше. Приложению, конечно, далеко пока до совершенства, и вы будете зачастую получать разные результаты работая с одной и той же фотографией. Будут улучшать, я думаю, а тем временем можете посмотреть и оценить себя сами. Подберите или сделайте фотографию правильно (на сайте указано как) и приготовьтесь ответить на несколько вопросов.
Сайт.

Вот результаты некоторых людей – одному, даже с учетом того, что я указал, что косметические процедуры имели место быть, выдают на 10 лет моложе.

ДжолиЛиллиПутин
Никакой политики, просто попытка понять срок действия главной национальной идеи страны. Значит ли это что-нибудь? Люди – не пылесосы на вечной гарантии, и можно сидеть на диване у собственного озера, под охраной бригад медиков и дивизии охранников, ловить пудовых рыбок, и все равно увидеть черного лебедя.
Вот фото его коллеги, несравненного туркменбаши – фото 1992 года, когда ему было 52 года.
НиязовПрограмма говорит ему о 100% шансах дожить до 65 лет, и он это выполнил, но на следующий год покинул здание.


Популярность добрых дел

ребенок помогает убиратьсяКаждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, хорошо учился, и чтобы его любили в школе. Это прекрасные цели, но в голливудских фильмах мы видим, что быть популярным в школе – значит быть красивым и гадким, и окружать себя свитой, способной на любые подлости и унижения других. Исследования психологов, впрочем, показывают, что не так всё плохо. Популярность важна, потому что отражает способности ребенка выстраивать отношения с другими и находить себя в нашем мире, где если не всё, то многое решают связи (в хорошем смысле).

Весьма вероятно, вы сами когда-то делали простое упражнение, когда вас и других учеников просили написать на бумажке трех друзей. Неизвестно, что учителя делали с этими данными, но он весьма полезен, если им правильно пользоваться.

Метод, в различных вариациях, до сих пор используется в психологии для оценки популярности.
Например, Висконсинское исследование стартовало в 1957 году, когда группа психологов стала собирать разнообразные данные о подростках, опрашивая их самих, их родителей и учителей. Данные включали когнитивные способности, социально-экономическое положение семьи, успеваемость, состав семьи, и прочее, с тем, чтобы отследить, как будет складываться жизнь школьников в будущем. В исследовании приняло участие более 10 000 участников, у которых собирали данные с 1957 году, и еще в 1964, 1975, 1993 и 2004 годах. Данные этого исследования используются для нахождения интересных закономерностей. Так и недавний анализ (Conti , 2012) обратился к этим данным для определения влияния популярности на будущую жизнь.

Одним из критериев ученые определили именно количество друзей у школьника, по двум факторам: сколько сверстников школьник номинирует как своих друзей, и сколько других школьников номинирует его в качества друга. Создав сеть, и математическую модель, которая проанализировала и могла предсказывать популярность школьников и отношения между ними, ученые выяснили следующее:

• Больше связей у школьников в городках и поселках, в сравнении со школьниками из крупных городов.
• Теплые семейная атмосфера, особенно со стороны матери, существенно влияет на формирование круга друзей.
• Школьники с высоким IQ номинировали больше друзей и являлись более популярными. Впрочем, эта связь не очень сильная.
• Самые сильные связи основываются на схожести: по вероисповеданию, происхождению, месту рождения, и общему в стремлениях, например, учиться дальше. Школа, кстати, считается тем лучше, чем больше учеников стремится продолжить образование.
• Определяющим фактором явилось то количество сверстников, которые номинировали школьника как своего друга. Количество друзей, которых назвал таковыми сам школьник, не имело значения для прогноза будущего.
• Чем популярнее был школьник в школе, тем больше он зарабатывал через 35 лет! Увеличение популярности, то есть каждый дополнительный друг ассоциируется с 2% ростом дохода.

Главный вывод исследования – социальные навыки и способности значат больше, чем персональные характеристики и интеллект. Школа, которая занимается интеграцией подростков в коллективе, развивая социальные навыки, увеличивает у них вероятность успеха во взрослой жизни.

А вот канадские психологи (Layous et al., 2012) показали простой путь, как ребенку обзавестись друзьями в школе и стать популярным. В эксперименте в Ванкувере участвовали 415 школьников в 19 классах, среднего возраста 10 лет. У них предварительно замерили популярность – опять же, попросив ответить на вопрос, с кем бы он или она хотели бы играть, делать школьные задания и прочее. Затем всех разбили случайным образом на две группы: одних просили посещать по три разных новых мест каждую неделю (парки, торговые центры и проч.) в течение 4 недель, пока длился эксперимент. Дети во второй группе должны были совершить по три добрых поступка в неделю, для любого человека, а не только в школе. Какие именно – предстояло решать самим детям, и поступки у них получались простые, например: обнял маму, когда она была расстроена; отдала свой обед подружке; пропылесосил пол; помогла бабушке готовить обед.

Результаты оказались потрясающими! У школьников в группе добрых поступков повысилась популярность: они приобрели за месяц в среднем 1,6 новых друзей, в сравнении с 0,7 в группе новых мест. Такая обретенная популярность, основанная на доброте, означает снижение вероятности издевательств в школе, и увеличивает академическую успеваемость. И как мы теперь знаем, даже улучшит финансовое положение через 30 лет!

Conti, G., Galeotti, A. Mueller, G., & Pudney, S. (2012). Popularity. NBER Working Paper No. 18475.

Layous, K., Nelson, S. K., Oberle, E., Schonert-Reichl, K. A., & Lyubomirsky, S. (2012). Kindness Counts: Prompting Prosocial Behavior in Preadolescents Boosts Peer Acceptance and Well-Being. PLoS ONE, 7(12), e51380.


Редакции истории жизни: от прошлого к будущему. Бесплатный вебинар

редакция истории жизниРедакция истории жизни: простая и эффективная техника личностных изменений. Техника основана на результатах сотен научных исследований и апробирована на десятках тысяч людей. Может использоваться как для работы с травматическими переживаниями в прошлом, так и для планирования и конструирования будущего. Семинар будет полезен как практикующим психологам, студентам, так и всем, кто интересуется собственным развитием.

Программа вебинара:
Суть метода.
Применение при травматических переживаниях.
Применение для дизайна будущего.
Случаи из практики. Особенности применения.
Дискуссия.

28 июля: регистрация закрыта по достижении максимального количества желающих, которые позволяет вебинарская комната. Так что организую еще один, позже в августе.

Регистрация на Timepad:

Зарегистрироваться на событие «Редакция истории жизни: От прошлого к будущему. Бесплатный вебинар»


Понять, простить и долго жить

кот в сапогахГоворят, что прощение – хороший шаг для того, чтобы забыть былое и двигаться дальше. Обида несёт не только эмоциональную нагрузку, но и вполне измеримые последствия для здоровья. Исследование американских психологов (Toussaint, Owen, & Cheadle, 2012) изучало данные опроса, проведённого Университетом Мичигана, в котором собирались данные о чувствах религиозных и не религиозных людей возрастом старше 65 лет.

Оказалось, что готовность прощать  снижает смертность посредством улучшения здоровья.

Выяснились любопытные нюансы: исследователи смогли различить эффекты от безусловного прощения и условного прощения. Условное прощение – когда мы прощаем людей, понимающих, что они натворили и полагающих, что это было неправильно или преступно. Безусловное прощение любят требовать некоторые религиозные и политические лидеры. Например, католическое духовенство, когда стали вскрываться факты о священниках-педофилах, требовало от всех такого прощения, немедленного и безусловного. Как оказалось, такой вид прощения не несёт никакой пользы для здоровья и не продлевает жизнь.

Toussaint, L. L., Owen, A. D., & Cheadle, A. (2012). Forgive to live: forgiveness, health, and longevity. Journal of Behavioral Medicine, 35(4), 375-386.