Category Archives: Поведение

Синие против белых

дзюдоГруппа ученых из Университета Ньюкасла, Университета Ливерпуля и Университета Сент-Андруса (Rowe, Harris, & Roberts, 2005) усомнилась в выводах исследования по поводу влияния красного цвета на исход поединков, о котором я писал вчера. Они взяли данные с той же Афинской олимпиады 2004 года, но из спорта, в котором красный цвет вообще не применялся – дзюдо. Там, как и в других бойцовских видах спорта, цвета раздавались в случайном порядке, но только синий и белый. Исследователи использовали ту же самую методологию, что и их предшественники, для анализа 301 схватки.

Результаты показали, что, вне всяких сомнений, дзюдоисты в синих кимоно побеждали чаще, чем дзюдоисты в белом.  Ученые аналогично сделали анализ зависимости исхода поединка от мастерства борца и цвета его кимоно. с тем же, что и предыдущее иследование результатом: когда силы противников практически равны, тогда и цвет кимоно начинает играть роль.

Что же – ничего особенного в красном цвете нет, раз другие цвета имеют такую же природу влияния? И как объяснить победу синего над белым? Ученые не могли придумать никаких эволюционных объяснений такому феномену, но выдвинули гипотезу о влиянии яркости цветов для восприятия, и последующего изменения поведения.

Отвечая на это, первая команда ученых (Barton & Hill, 2005), отвергла объяснения о яркости и различимости цветов, и аргументировано усилили свое эволюционное объяснение сексуального выбора. Они отметили, что, оказывается, все такие данные справедливы только для мужчин. Так, в той же Олимпиаде 2004 года, в тех же видах спорта, в тайквондо и вольной борьбе, у женщин не было преимущества красного цвета над другими, а в дзюдо, женщины в синих кимоно не побеждали женщин в белых.

Итак, все-таки есть что-то особое в красном цвете. И можно было красиво объяснить природу этого феномена, если бы не добавился синий. И я не думаю, что мы получим в ближайшее время исчерпывающее объяснение, почему так происходит.

А эта же группа исследователей в 2005 году провела первоначальный анализ и влияния цвета маек в футболе. Но об этом завтра.

Barton, R. A., & Hill, R. A. (2005). Sporting contests: Seeing red? Putting sportswear in context (reply). [10.1038/nature04307]. Nature, 437(7063), E10-E11.

Rowe, C., Harris, J. M., & Roberts, S. C. (2005). Sporting contests: Seeing red? Putting sportswear in context. [10.1038/nature04306]. Nature, 437(7063), E10-E10.


Красные трусы

борцовский поединок Антропологи из Университета Дарема (Durham University) проделали просто шикарное исследование. Они решили проверить, казалось бы, безумную гипотезу о влиянии цвета на исход спортивных состязаний, для чего взяли данные Олимпийских игр 2004 года в бойцовских видах спорта: боксе, тайквондо, греко-римской борьбе и вольной борьбе. Спортсмены в случайном порядке получали защитное снаряжение голубого или красного цвета перед боем. Разумно предположить,  что если цвет не играет роли, то зависимости не будет обнаружено. Но вот что выяснилось:

Зависимость исхода поединков от цвета в одежде противниковКак вы видите, те, кто носил что-то красное, гораздо чаще побеждали тех, кто носил что-то синее. Линия по оси 0,50 разделяет случайные события (то, что ниже) и не случайные (то, что выше).

Но как такое может быть?! Неужели годы тренировок и сотни боев, с поломанными конечностями и кровищей не значат больше, чем красные трусы?! Разумеется, значат. Как выяснили исследователи, все это как раз и значит, и именно поэтому такой феномен существует – когда силы бойцов фактически равны, красный цвет может быть как раз той соломинкой, которая переламывает хребет.

Зависимость исхода поединка от степени ассиметрии противников и цвета в их одеждеНа графике показана игра цвета с учетом способностей и навыков. Когда степень асимметрии огромная, то есть силы противников явно неравны, то цвет одежды не играет никакой роли: слабый боец может одеться во все красное и даже накрасить губы помадой, он все равно получит в репу. А вот когда асимметрии практически нет, то цвет начинает играть большую роль. Если посмотреть теперь на первый график, то видно, что в тайквондо исход боя был менее предсказуем, в сравнении, скажем, с греко-римской борьбой.

Почему красный так работает? Исследователи полагают, что красный цвет играет эволюционную роль, сигнализируя агрессию и доминирование. Не знаю как вам, а мне такое объяснение, например, ничего не проясняет.

Hill, R. A., & Barton, R. A. (2005). Red enhances human performance in contests. Nature, 435, 293.


Красные фишки

Девушка, играющая в покерМы продолжаем говорить о влиянии цвета на поведение человека. Предыдущие заметки: Что надеть на свидание и что из этого может получиться, Секретное оружие учителей, Цвет весны, расцвета и креативности.

Голландские психологи из Университета Амстердама сделали любопытное исследование: красный цвет, по их гипотезе, служит сигналом доминирования, влияя на всех участников, которые его воспринимают (Ten Velden et al., 2012). Экспериментаторы использовали упрощенную игру в покер, где игроки использовали фишки белого, синего и красного цветов, причем цвет фишек объективно не был связан ни с их ценностью, ни с опытом игроков. Каждый участник играл по компьютеру с другим оппонентом, как он думал, в реальности же, с компьютерной программой, специально настроенной, в соответствии с дизайном эксперимента.

На графике показано, как решали поступить игроки, если их противник играл белыми, синими или красными фишками.

Поведение игроков в покер в зависимости от цвета фишек, которыми играет противникИ вот два основных вывода:

1) игроки, которые использовали красные фишки, казались другим как вызывающие и наглые, и это приводило к большему числу сбрасываний у их противников.

2) игроки, которые сами использовали красные фишки, чувствовали себя доминирующими в игре, что увеличивало их азарт и конкурентоспособность.

Завтра мы посмотрим, где еще, кроме покера, это работает, и я уверен, вы будете удивлены не меньше, чем я.

Ten Velden, F. S., Baas, M., Shalvi, S., Preenen, P. T. Y., & De Dreu, C. K. W. (2012). In competitive interaction displays of red increase actors’ competitive approach and perceivers’ withdrawal. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.04.004]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 17 April 2012.


Куда ни кинь

студентыМы не можем учиться на своих ошибках, если мы их не знаем. Одна из задач школы – как раз таки и обеспечивать эту обратную связь. И, казалось бы, что уж проще – сообщить человеку о его ошибках? Однако и тут есть место для удивительных и причудливых поведений людей.

Очень примечательное исследование из Университета Британской Колумбии, что в Канаде показало, что учащиеся, принадлежащие к национальным меньшинствам, получают меньше критических замечаний по своим письменным работам от учителей, в сравнении с белыми студентами (Croft & Schmader, 2012). Участники эксперимента оценивали письменные работы, с указаниями от экспериментаторов, отмечать ошибки и давать как позитивные, так и негативные комментарии к работам. В случаях, когда участникам эксперимента давали знать, кем по национальности является студент, то объем негативных комментариев снижался, а оценки повышались – только для студентов, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Связано это с нежеланием учителей и людей, выступающих в роли оценщика, казаться в чужих глазах, даже отдаленно, предубежденными в национальном вопросе. Люди боятся быть обвиненными в расизме, это факт. А последствия этого, кроме всего прочего, заключаются и в том, что такие студенты получают меньше критических замечаний, и, соответственно, процесс обучения заметно страдает. Это приводит к ухудшению образования среди студентов этнических групп. И мы имеем еще один замкнутый круг. Теперь же, зная все это, учителя можно обвинить в расизме и за малое количество критических замечаний – ведь он же должен осознавать последствия своих действий.

Croft, A., & Schmader, T. (2012). The feedback withholding bias: Minority students do not receive critical feedback from evaluators concerned about appearing racist. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.04.010]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 23 April 2012.


Нильс Бор, подсознание, и почему хорошие парни (не) всегда побеждают

ковбойская дуэльНильс Бор очень любил ходить в кино. Особенно ему нравились плохие вестерны, и он любил находить в них логические нестыковки. Например, такую, когда хорошие парни всегда выигрывают дуэли с плохими парнями. Вот что писал Георгий Гамов о Нильсе Боре:

“Его теоретический ум работал постоянно, даже во время походов в кино. Он развил теорию, почему положительный герой вестерна быстрее стреляет и всегда убивает злодея, несмотря на факт, что тот всегда первым выхватывает пушку. Теория Бора основывалась на психологии. Так как герой никогда не выхватывает револьвер первым, злодей вынужден решать, когда ему следует выстрелить, и это затрудняет его движения. Герой же, с другой стороны, действует рефлекторно и выхватывает свой револьвер автоматически в то самое мгновение, когда видит движение руки злодея. Мы не соглашались с этой теорией. На следующий день мы пошли в магазин игрушек и купили два револьвера в типичных ковбойских кобурах. Мы проводили дуэли с Бором, который играл героя. Он “убил” всех своих студентов” (Гамов, 1966).

Гамов, Д. (1966). Тридцать лет, которые потрясли физику (Thirty Years that Shook Physics). Doubleday & Co. Цитата из Nørretranders, T. (1998). The user illusion: cutting consciousness down to size. New York: Viking.

Update: Все таки, хорошие парни побеждают всегда, наверное, только в плохих вестернах. Посмотрите статью об экспериментах, которые провели для проверки этой истории.  Спасибо читателю cyberel за ссылку!


Как украсть велосипед

В 2005 году Кейси Нистет (Casey Neistat) снял фильм, в котором показал, как легко украсть велосипед в Нью-Йорке. И вот, в марте этого года он решил проверить, как изменилась обстановка в городе. Как вы увидите, он усложняет себе задачу раз за разом — начиная с простого подхода, с кражи напротив полицейского участка, с использованием монтировки, с помощью черного друга, и даже с использованием электрической пилы.  Он одевается как вор, ведет себя как вор, не стесняется, и все у него получается без проблем. Только в последнем эпизоде, после 9 минут наглой кражи с использованием электрической дисковой пилы и на глазах сотни свидетелей, случайно вмешивается полиция. Ни один из полицейских никогда раньше не ловил велосипедного вора.


Цвет весны, расцвета и креативности

цвет весны, креативности и ростаВлияние цвета на человека – весьма слабо изученная отрасль психологии. И, говоря о психологии, я не имею в виду лирику типа теста Люшера, который не был подтвержден серьезными исследованиями. Мы лишь сейчас начинаем что-то узнавать. Ранее я упоминал, например, о влиянии красного цвета здесь: Что надеть на свидание и что из этого может получиться, или здесь: Секретное оружие учителей.

Немецкие психологи просили каждого из 69 участников эксперимента написать в течение 2 минут как можно больше вариантов использования жестяной банки. Это одна из типичных задач по определению креативности. До того как писать, участники, видели на экране монитора: одна группа — белый прямоугольник, другая группа – зеленый прямоугольник, показываемые лишь на 2 секунды.

В других экспериментах тоже показывали зеленый, а вместо белого прямоугольника показывали серые, синие и красные. И те из людей, кто видел зеленый прямоугольник, смогли произвести больше креативных идей, чем все другие группы.

Психологи полагают, что зеленый – символ роста, и не только физического, но и психологического. Предыдущие эксперименты показали связь зеленого цвета со словами, связанными с ростом, как в прямом смысле, например: «побег», «росток», «пускать ростки», «почка», «бутон», «всходить», так и в переносном, например: «расцветать», «развиваться», «разрастаться», и т.п. Таким образом, сегодня можно сказать следующее, с учетом предыдущих исследований: зеленый цвет увеличивает креативность, но не имеет влияния на аналитический способ мышления, а красный цвет понижает аналитические возможности, но не влияет на креативность.

К сожалению, нет точной формулы (например, RGB) зеленого цвета, работающей наиболее эффективно, так как в ходе эксперимента люди смотрели на прямоугольник на разных мониторах с различным разрешением, но, вероятнее всего, этот цвет – именно весенней зелени, как на картинке в начале статьи.

Lichtenfeld, S., Elliot, A. J., Maier, M. A., & Pekrun, R. (2012). Fertile green: Green facilitates creative performance. Personality and Social Psychology Bulletin. doi:10.1177/0146167212436611. First published on March 16, 2012.