Category Archives: Поведение

Демократия и паразиты

Giardia

Giardia

Жизнь в обществе других людей приносит человеку огромное количество преимуществ (в сравнении с жизнью в одиночку), но и определенные недостатки. Одним из них является риск заражения инфекционным заболеванием. Мы, как и любые другие животные, защищаемся от инфекций – у нас есть для этого иммунная система. Она, безусловно, мощное оружие, но физиологически весьма дорогое. Гораздо экономнее для организма использовать изменение поведения, как первую линию обороны, то, что называется  поведенческая иммунная система (Schaller & Park, 2011).

Она состоит из арсенала психологических инструментов, которые:
а) определяют признаки присутствия инфекционных патогенов в нашем непосредственном окружении;
б) запускают ответную реакцию – как эмоциональную, так и когнитивную, специфично угрозе;
с) обеспечивают поведенческий уход от патогена.

Разумеется, система работает грубовато, и реагирует на наборы очевидных стимулов, что приводит к ложноположительным реакциям на людей, предметы, и ситуации, которые на самом деле угрозы не представляют. Она работает сильнее, когда пользователь слаб, или, по тем или иным причинам, более склонен к тому инфекционному патогену, который есть в окружении.

Так, нам не нравятся люди с физическими уродствами – мы реагируем крайне отрицательно на людей с лицевыми аномалиями, мы избегаем сидеть рядом с людьми, страдающими ожирением, или старыми, или на инвалидной коляске. Нам нравятся больше свои, чем иностранцы. И это все примеры работы поведенческой иммунной системы (Schaller, 2011).

Согласитесь, есть смысл в отвращении к человеку с инфекционным заболеванием, которое явно видно на его коже, но почему такое отвращение может возникать к совершенно здоровым людям? Может быть потому, что невозможно четко определить наличие инфекционного заболевания, и мы вынуждены руководствоваться внешними, визуальными признаками и некими культурными обычаями. Отвращение – эмоция, на самом деле, отражающая потенциальную опасность заражения. Когда люди испытывают отвращение, в слюне увеличивается число маркеров иммунной системы для начала воспалительного процесса, в частности, цитокина инерлюкина-6 (cytokine interleukin-6 (IL-6). Тело начинает готовиться к борьбе с патогенами (Schaller et al., 2010).

Пара остроумных экспериментов показала (Rozin, Millman, & Nemeroff, 1986), что у нас есть устойчивые культурные представления: в одном, исследователи взяли мертвого таракана, простерилизовали его, бросили в напиток, и предлагали людям. Разумеется, никто в восторг от такого предложения не приходил, и пить отказывался. В другом случае ученые предлагали шоколадное пирожное в форме какашки, с таким же результатом. Такие объекты в природе заражены вирусами и инфекциями, и если что-то просто похоже на них, наш организм старается их избегать, автоматически и подсознательно. Рационально мы понимаем, что видим пирожное, и опасности заразиться нет, но есть мы такое все же не хотим.

И поскольку существует много видов инфекций и их последствий, наш разум ищет что-то аномальное во внешности или поведении человека, отличное от нашего субъективного представления о норме. И таким образом складываются наши предубеждения против пожилых, инвалидов, страдающих ожирением, а также людей других рас или национальностей. Так, например, исследование в США (Navarrete, Fessler, & Eng, 2007) изучало поведение беременных женщин в течение первого триместра. Это период, когда женщина наиболее чувствительна к инфекциям, ввиду того, что иммунная система, в целях беременности, подавлена. Удалось обнаружить склонность беременных к этноцентризму — провозглашение преимуществ какого-либо этноса, возвеличивание его достоинств и заслуг; формами этноцентризма являются американоцентризм, афроцентризм, востокоцентризм, европоцентризм и т. д., – или иными словами, к национализму. Во втором и третьем триместрах такая склонность пропадала.

Множество исследований показало, что люди предпочитают симметричные лица в потенциальных партнерах – так, женщины предпочтут мужественное и симметричное лицо, а мужчины – женственное и симметричное. Симметрия – биологический показатель отсутствия некоторых паразитарных заболеваний и предсказатель хорошей наследственности. Группа исследователей (Little, DeBruine, & Jones, 2010) показывала испытуемым картинки различных паразитов и признаков инфекционных заболеваний,  и выяснилось, что после такого просмотра люди еще сильнее выражают предпочтение к симметрии в лицах противоположного пола.

Участникам экспериментов показывали картинки с признаками инфекционных заболеваний, и просили оценить свой уровень экстравертности. И он уменьшался: люди не хотят общаться в среде, где опасность заражения высока. Исследователи следили за движениями рук, когда участники эксперимента рассматривали такие изображения – и фиксировали уход рук подальше от фото (Mortensen et al.,2010).

В странах, где опасность заразиться паразитами высока, люди в целом менее экстравертированы и менее открыты новому опыту, меньше проявляют сексуальное поведение в обществе, и в таких культурах гораздо больше давления конформизма друг на друга (Schaller & Murray, 2008). Специфические проявления коллективизма – этноцентризм и конформизм, по своей природе, препятствуют распространению патогенных инфекций (Fincher et al., 2008).

Страны различаются по формам правления – и считается, что причиной являются ресурсы, и их распределение. Группа исследователей (Thornhill, Fincher, & Aran, 2009) выдвинула паразитарную гипотезу демократизации (!), которая говорит, что психологическая адаптация к условиям проживания производит ценности и поведение, которые наиболее подходят к локальному уровню инфекционных заболеваний. Авторы взяли данные по уровню демократизации, половой дискриминации, отношения коллективизма-индивидуализма, права частной собственности, сексуальной свободе поведения и распространения паразитарных заболеваний.

Коллективизм, автократия, подчиненная роль женщины, ограничение сексуальной свободы женщин — это ценности, которые позитивно коррелируют с высоким уровнем инфекционных заболеваний. Такое поведение позволяет их избегать. И наоборот – сексуальная свобода женщин, феминизм, индивидуализм, демократия позитивно коррелируют с низким уровнем паразитарных инфекций. А где такое происходит? – в северных широтах, где паразитов мало. Даже сексуальная революция 60-х годов прошлого века связывается с уменьшением инфекционных заболеваний на Западе (благодаря распространению антибиотиков, вакцинации, качества питьевой воды и санитарии). Даже уровень инноваций и модернизаций в регионе позитивно коррелируют с паразитарной гипотезой.

Хотите демократических изменений, инноваций и свобод – улучшайте санитарию, гигиену и борьбу с инфекционными заболеваниями – люди станут здоровые, красивые, свободные и веселые, и все будет хорошо.

Кстати, обратите внимание на предыдущие посты по аналогичной теме: К воде скакал кузнечик… и Про паразитов, но уже не только о них.

Fincher, C. L., Thornhill, R., Murray, D. R., & Schaller, M. (2008). Pathogen prevalence predicts human cross-cultural variability in individualism/collectivism. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 275(1640), 1279-1285.

Little, A. C., DeBruine, L. M., & Jones, B. C. (2011). Exposure to visual cues of pathogen contagion changes preferences for masculinity and symmetry in opposite-sex faces. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 278(1714):2032-9.

Mortensen, C. R., Becker, D. V., Ackerman, J. M., Neuberg, S. L., & Kenrick, D. T. (2010). Infection breeds reticence. The effects of disease salience on self-perceptions of personality and behavioral avoidance tendencies. Psychological Science, 21(3), 440-447.

Navarrete, C. D., Fessler, D. M. T., & Eng, S. J. (2007). Elevated ethnocentrism in the first trimester of pregnancy. Evolution & Human Behavior, 28(1), 60-65.

Rozin, P., Millman, L., & Nemeroff, C. (1986). Operation of the laws of sympathetic magic in disgust and other domains. Journal of Personality and Social Psychology, 50(4), 703-712. Doi: 10.1037/0022-3514.50.4.703.

Schaller, M. (2011). The behavioral immune system. How unconscious fears of infection shape many aspects of our psychology. Scientific American. Published online on June 14, 2011.

Schaller, M., & Murray, D. R. (2008). Pathogens, personality, and culture: Disease prevalence predicts worldwide variability in sociosexuality, extraversion, and openness to experience. Journal of Personality and Social Psychology, 95(1), 212-221. Doi: 10.1037/0022-3514.95.1.212.

Schaller, M., & Park, J. H. (2011). The behavioral immune system (and why it matters). Current Directions in Psychological Science, 20(2), 99-103.

Schaller, M., Miller, G. E., Gervais, W. M., Yager, S., & Chen, E. (2010). Mere visual perception of other people’s disease symptoms facilitates a more aggressive immune response. Psychological Science, 21(5), 649-652.

Stevenson, R. J., Hodgson, D., Oaten, M. J., Barouei, J., & Case, T. I. (2011). The effect of disgust on oral immune function. Psychophysiology, 48(7), 900-907.

Thornhill, R., Fincher, C. L., & Aran, D. (2009). Parasites, democratization, and the liberalization of values across contemporary countries. Biological Reviews, 84(1), 113-131.


Хотите узнать, кто вы – смотрите на тех, кто сидит рядом

зал ожидания в аэропортеПсихологи (Mackinnon, Jordan, & Wilson, 2011) из Университета Уилфрид Лурье (Wilfrid Laurier University), в Ватерлоо, Канада, задались вопросом, насколько “рыбак рыбака видит издалека”. Оказалось, что, действительно, люди предпочитают садиться рядом с похожими на них людьми. В первом эксперименте предпочтение отдавалось двум различимым и видимым признакам – очкам и полу. Второй эксперимент усложнил задачу, добавив расу, длину и цвет волос, и показал, что люди предпочитают следовать физическому сходству, нежели более широким социальным категориям.

Таким образом, если вы бессознательно сели ближе к кому-то, например, в аэропорту (не потому, что это было единственное место, а вам нестерпимо хотелось присесть) – то посмотрите, что это за люди, и почему вы похожи на них. И конечно, посмотрите на тех, кто садится ближе к вам, а не к другому человеку при наличии выбора. Вы можете увидеть себя гораздо точнее, чем в зеркале – именно так, как нас видят другие. И все же — почему мы стремимся быть ближе к похожим на нас? Одну из возможных версий мы посмотрим в следующий раз.

Mackinnon, S. P., Jordan, C. H., & Wilson, A. E. (2011). Birds of a feather sit together: Physical similarity predicts seating choice. Personality and Social Psychology Bulletin, 37(7), 879-892.


48 часов от анархии

Беспорядки в Лондоне, август 2011Беспорядки в северном Лондоне напомнили мне статью 2004 года, с красноречивым названием “Британия – в четырех приемах пищи от анархии” (Iredale & Grimston, 2004). Служба MI5 считает, что современная цивилизация не такая уж стабильная и безопасная, и предупреждает, что анархия может быть всего лишь в 48 часах от безупречного порядка и спокойствия.

Прекращение доступа к продуктам питания, всего лишь к четырем приемам пищи, может привести население к панике, которая проявится в скупке всего съедобного, к нападению на супермаркеты, склады и других людей. Профессор клинической диетологии Маринос Элия (Marinos Elia) из университета в Саутгемптоне, утверждает, что люди быстро начнут беспокоиться, пропуская один прием пищи за другим. Каждая еда – условный рефлекс, и мы привыкли ее получать в одно и то же время.

Так, исследования показали, что визуальные (или обонятельные, или слуховые) образы еды снижают самоконтроль, увеличивая желание поесть, а депривация питания или голод уменьшают самоконтроль еще сильнее. Эксперимент показал, что даже в условиях отсутствия питания люди способны сохранять больше самоконтроля, когда отсутствуют визуальные образы еды (Forzano et al., 2011). Иными словами, практически, когда вокруг начинаются беспорядки, рекламу еды следует сворачивать.

Iredale, W., & Grimston, J. (2004). Britain ‘four meals away from anarchy’. The Sunday Times, October 10, 2004. From http://www.timesonline.co.uk/tol/news/uk/article492642.ece#.

Forzano, L. B., Chelonis, J. J., Casey, C., Forward, M., Stachowiak, J. A., & Wood, J. (2010). Self-control and impulsiveness in nondieting adult human females: Effects of visual food cues and food deprivation. Psychological Record, 60(4), 587-607.

Фото отсюда.


Скажите честно, и никто не узнает

игральный кубикЕсть такой исследовательский метод в социальных науках, используемый в структурированных интервью, как техника случайного ответа. Метод позволяет получать ответы на щепетильные вопросы, сохраненяя конфиденциальность респондентов. У метода есть разновидности, но суть одна. Почитайте здесь, там есть пример, как получать ответы на вопрос “Был ли у вас когда-нибудь секс с проституткой?”

В Южной Африке прилагаются усилия по сохранению дикой фауны, но иногда это идет вразрез с интересами фермеров. Они отстреливают леопардов, каракалов (степную рысь), змей и шакалов, потому что хищники нападают на их скот. Отстреливать хищников незаконно, и получить правдивые ответы на вопрос «не убивали ли вы давеча леопарда?», довольно проблематично. Однако знать ответы необходимо, чтобы предпринимать меры, например, по изменению отношения фермеров к животным, по восполнению скота, в случае утраты, и прочее.

Исследователи (St John et al., 2011), делали так: До интервью фермеру вручали игральный кубик. Затем ученый задавал вопрос, например: “Убивали ли вы леопарда в течение последних 12 месяцев?” Перед тем как отвечать, фермер подкидывал кубик и не показывал результат исследователю. Если выпадала цифра 1, то фермер отвечал “Нет” вне зависимости от правды. Если выпадала цифра 6, то он отвечал “Да”, также, вне зависимости от истины. Если выпадают любые другие цифры, он должен был отвечать правдиво. Это давало фермеру чувство защищенности, потому что у ученого нет способа проверить, говорил ли он правду или следовал правилу. Но это давало возможность оценить состояние дел по ответам большого количества фермеров, а их было опрошено 99 человек.

Если никто из фермеров не убивал леопардов, то только 1/6 ответов будут “Да” – когда выпадала шестерка. Однако выяснилось, что таких ответов  было гораздо больше этой цифры, и больше, чем первоначально предполагалось. Стало понятно, что как минимум 20% фермеров убивали леопардов за последний год.

Конечно, если поразмышлять над этим методом, то у него, безусловно, есть слабые стороны, но, согласитесь, это остроумный и неординарный подход. Такой метод можно было бы применять и для определения реального состояния наркотической зависимости у популяции – дешевле, и вероятно, незначительно менее точно, чем другие. Его можно использовать для политических опросов, на конкурсах и вечеринках, задавая весьма смелые вопросы (надо только иметь в виду, что для анализа потребуется большое количество людей).

St John, F. A. V., Keane, A. M., Edwards-Jones, G., Jones, L., Yarnell, R. W., & Jones, J. P. G. (2011). Identifying indicators of illegal behaviour: carnivore killing in human-managed landscapes. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. Published online before print July 27, 2011. Doi:10.1098/rspb.2011.1228.


Абстрактная мораль

вот так встречают какого-то попаАбстрактная мораль – этическая категория, которая говорит о должном, нормативном поведении человека. Религия, например, – проповедник абстрактной морали, и образцом этого служат, например, десять заповедей. Исполнить и следовать им может некое супернатуральное неземное существо, но не человек, и поэтому он обречен постоянно быть аморальным и греховным. Очень удобно для управления.
Противоречие между конкретной моралью и абстрактной можно проиллюстрировать, например, таким примером: молодой человек убивает девушку, и, по абстрактной морали, он — убийца, однако если он – полицейский, а она – вооруженный преступник, оказывающий сопротивление, или они оба – солдаты воюющих армий – это исполнение им своих обязанностей.

Лицемерие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. Примером служат опять же определенные религиозные  деятели – они требуют от общества следования принципам абстрактной морали, но сами ведут себя отнюдь не так.

Ну вот, с терминами мы разобрались, посмотрим на психологические исследования. В серии экспериментов, ученые (Lammers & Stapel, 2011) вменяли одним испытуемым абстрактное представление о морали, а другим – более конкретное. Затем предлагалось оценить аморальное поведение, как другого человека, так и свое. В итоге, те, кто размышлял абстрактно, осуждали поведение других людей более сурово чем свое, то есть вели себя лицемерно. Люди с конкретным отношением к морали так не делали. Природа лицемерия стала более понятна – такое поведение возникает, когда люди принимают более абстрактную позицию для оценки моральных вопросов. И главное: абстрактная мораль – это не высокая, не высшая и не лучшая разновидность морали, а как раз наоборот.

NB. Говоря о каких-то религиозных деятелях, я имею в виду совершенно конкретных, а не абстрактных попов :)

Lammers, J., & Stapel, D. A. (2011). Abstraction increases hypocrisy. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 23 July 2011. doi:10.1016/j.jesp.2011.07.006.

Фото отсюда.


Эволюционная психология

Fred and WilmaВо всех смыслах полезная статья в PLoS Biology (Bolhuis et al., 2011), для тех, кто интересуется эволюционной психологией, которая критически подходит к священным, но пожилым коровам школы Университета Калифорнии в Санта-Барбаре. Эволюционная психология, как ее понимает эта школа, и что разделяют многие люди, – “современный череп с мозгом пещерного человека” (Cosmides & Tooby, 1997). Но это большое упрощение и не совсем или совсем не так.

Так, например,  классическая теория эволюционной психологии говорит о том, что мужчины выбирают свою партнершу, основываясь на возрасте, здоровье и физической привлекательности. Женщины же более избирательны и ищут в партнере готовность инвестировать в потомство. Современная же теория сексуальной селекции показывает, что существуют множество других факторов, определяющих поведение выбора. Это и неравномерность смертности среди двух полов, и плотность населения, и вариации качества партнеров и др. Эта теория предсказывает, что наша избирательность в выборе партнера будет выше, когда шансов встретить потенциальную половинку выше, и когда инвестиции в отпрысков высоки для обоих партнеров, вариации качества партнеров разнообразны и неисчислимы. Сколько потенциальных партнеров вы могли встретить 5000 лет назад в населенном пункте, где бы вы ни жили, по сравнению с сегодняшним днем, имея к тому же фейсбук и противозачаточные средства?  Сегодня мы имеем несравненно бóльший выбор и несравненно более избирательны. Требовались иные объяснения фактам того, что в различных культурах, с разными пропорциями количества мужчин и женщин, и даже разной нагрузкой патогенных заболеваний, сексуальная селекция принимала разнообразные формы.

Иными словами, не существует единственного универсального паттерна, даже обогащенного многочисленными стратегиями. И все больше свидетельств многообразию форм поведения, которое можно легче объяснить передачей культурных норм, нежели какой-то эволюционной стратегией.

Но апологеты безумных теорий и ярые противники дарвинизма – не надейтесь ни на что, тут речь только об изменении точек зрения с учетом последних достижений когнитивной психологии и прочих наук, для более мультидисциплинарного подхода.

Bolhuis, J. J., Brown, G. R., Richardson, R. C., & Laland, K. N. (2011). Darwin in mind: New opportunities for evolutionary psychology. PLoS Biol, 9(7), e1001109.

Cosmides, L. & Tooby, J. (1997). Evolutionary psychology: A primer. Available: http://www.psych.ucsb.edu/research/cep/p​rimer.html. Accessed 14 June 2011.


Вам нужна помощь?

Парочка, держащаяся за руки122 студента были приглашены принять участие в эксперименте (Rubin, 2011); они были случайным образом распределены в две группы. Всем им показывали фотографии двух людей. Только для одной группы люди на фотографии просто стояли или шли рядом, а на другой – держались за руки. Посмотрев на фотографии, студенты должны были ответить на несколько вопросов. Суть их сводилась к тому, чтобы узнать насколько они были склонны просить помощи у других, для выполнения, например, курсовой работы. Те, кто смотрел на держащихся за руки, были значительно более склонны просить помощи.

Марк Рубин, старший преподаватель факультета психологии Университета Ньюкасла в Австралии, проводивший этот эксперимент, обнаружил, что эффект присутствовал вне зависимости от того, подозревали ли что-то подобное участники эксперимента, или того, насколько участники вообще склонны просить кого-либо о помощи. Кем были держащиеся за руку на фотографии – романтической парой или дочка с мамой – также не имело значения.

Ниже — одна из пар фотографий, использованных в эксперименте:

Фотографии, использованные в экспериментеОднако, следует заметить, что участники эксперимента лишь выражали свое намерение просить о помощи, и из этого эксперимента неясно, будет ли это выражаться так же и в поведении. Однако, вероятнее всего, будет – во всяком случае, другой эксперимент, проведенный два года назад, продемонстрировал немедленное поведение, хотя и в другом направлении – в желании помочь другим.

Шестьдесят полуторагодовалых детей приняли участие в этом эксперименте (Over & Carpenter, 2009). Их разделили на четыре группы и детям в каждой группе показывали по одной фотографии: на одной были игрушечные кирпичики, на другой – две куклы, “отвернувшиеся” друг от друга, на третьей – одинокая кукла, а на четвертой – куклы, стоящие рядышком.

После этого мимо ребенка проходил как бы случайно экспериментатор, и как бы случайно ронял палочки. Ребенок зачастую спонтанно наклонялся и поднимал одну или несколько палочек и вручал дяде. Так вот, те дети, которые видели фотографию двух кукол, стоящих рядышком, в три раза более часто поднимали палочки, чем видевшие любые другие фотографии.

Образ людей стоящих рядом, по всей видимости, рождает просоциальное поведение. А когда эти люди еще и держатся за руки – это усиливает такое поведение. Обратите внимание, что разница в фотографиях минимальная – ну стоят люди, и держатся за руки. Казалось бы, что такого? Но даже эти, едва заметные изменения в нашей социальной среде могут продвигать просоциальное поведение. Или, наоборот, какие-то другие могут его уменьшать. Что-то мы уже знаем, а о чем-то пока даже не догадываемся.

Over, H., & Carpenter, M. (2009). Eighteen-Month-Old Infants Show Increased Helping Following Priming With Affiliation. Psychological Science, 20 (10), 1189-1193 DOI: 10.1111/j.1467-9280.2009.02419.x.

Rubin, M. (2011). Social affiliation cues prime help-seeking intentions. Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement, 43(2), 138-141. Doi:10.1037/a0022246.

Фото с сайта автора исследования.