Tag Archives: эксперимент

Фундаментальная ошибка атрибуции

человек лежит на травеЕсть такие две противостоящие точки зрения в социальной психологии диспозициональная, которая говорит, что поведение человека зависит от характеристик самого человека, и ситуациональная – которая утверждает, что поведение во многом зависит от ситуации. Разумеется, спектр выражения этих представлений широк — от самого радикального, что все зависит от человека, или ничего от него зависит, до взвешенного уровня – когда надо учитывать обе точки зрения, как возможные причины.

Фундаментальная ошибка атрибуции (Fundamental Attribution Error) – термин социальной психологии (википедия), который означает нашу предрасположенность искать причину поведения человека в его личностных характеристиках. Фундаментальная ошибка атрибуции, по праву, занимает важное место в социальной психологии – без знания этого феномена невозможно двигаться в понимании поведения человека.

Классическое исследование, проведенное в 1973 году учеными Принстонского университета (Darley & Batson, 1973), показало природу этого явления, взяв за основу одну библейскую историю.

В этой истории Джизус описывает человека, еврея, которого ограбили, избили и оставили умирать на обочине дороги. Священник и левит (священник племени Леви) проходят мимо, не останавливаясь. Самаритянин (представитель малочисленной этно-религиозной группы, известной своим антисемитизмом), останавливается и помогает. Джизус как бы хочет, чтобы люди копировали поведение этого человека, а не религиозных людей, которые могут быть безразличны к нуждам человека. Как будет понятно в конце, Джизус, как обычно, не учел конкретной ситуации у всех персонажей, и, с его легкой руки, самаритяне стали у нас ассоциироваться с чем-то большим, чем они того заслуживают.

У исследователей, которые решили провести эксперимент с участием студентов семинарии, были три гипотезы:

1. Религиозные люди, с помыслами о помощи другим людям, не будут отличаться в своем поведении по оказании помощи от других людей.

2. Люди, которые спешат, менее вероятно окажут помощь нуждающемуся.

3. Люди, исповедующие самаритянский подход будут более полезны, чем люди другой религиозной ориентации.

67 студентов семинарии заполнили опросник, где отвечали, в том числе, на вопросы о своей религиозной ориентации. 40 человек смогли прийти на продолжение эксперимента. Им было предложено написать короткое выступление по следующим темам: 1) притча о добром самаритянине, или 2) работа, которую могут делать студенты семинарии. После этого им дали карту кампуса, с указанием куда пройти, где они собственно и расскажут свое выступление.

По дороге студенты проходили мимо человека, лежащего у обочины тротуара с непонятным анамнезом. Он был либо болен, либо пьян: голова опущена, без движения, глаза закрыты. При приближении студента жертва также старательно кашляла и стонала.

Исследователи измеряли, сколько студентов остановится. Остановились 16 из 40 студентов (40%). Ни религиозная ориентация, ни тема выступления не повлияли на то, остановится студент или нет. Иными словами, как говорится в психологии, предсказать поведение студента, в данном случае, основываясь на его религиозных убеждениях, не получалось.

Интересная находка обнаружилась в поведении тех, кто остановился помочь. Когда семинарист предлагал помощь, подставное лицо экспериментаторов — жертва, говорил, что он только что принял лекарство и ему скоро станет лучше, и он хотел бы остаться наедине. Но некоторые были очень настойчивы и вопреки отказам жертвы настаивали на том, чтобы проводить его до ближайшего здания. У таких людей также выявилась корреляция с отношением «Я знаю, что тебе нужно», и негативная корреляция с отношением выяснения нужд страдающего. Словно у студентов, которые остановились помочь, была предпрограммированная модель поведения по оказанию помощи, независимо от нужд и желаний страждущего. Словно они хотят утолить свое желание помощи, невзирая на того, кому помогают. Разумеется, были и такие, которые внимательно отнеслись к нуждам жертвы и его просьбам оставить его в покое.

Что реально имело значение на то, остановится ли человек помочь другому, так это то, что говорили экспериментаторы  семинаристам, вручая карту:

1. “О, вы уже опаздываете. Вас ожидали еще несколько минут назад. Вам надо торопиться”. Это было условие «Высокая спешка». 10% остановились.

2. “Помощник вас уже ждет. Идите прямо туда”. Условие средней спешки. 45% остановились.

3. “Через несколько минут они будут готовы, но вы можете уже сейчас идти туда”. Условие низкой спешки. 63%.

О чем говорит это эксперимент? Вопреки нашим убеждениям о том, что наше поведение определяется характером или личностью человека, ситуация играет в этом мощную роль. Ну, и конечно, здесь есть раздолье для дискуссий и идей творческим людям по поводу религии, религиозных и других убеждений, гордыни и пресловутой святости.

Darley, J. & Batson, C.D. (1973). «From Jerusalem to Jericho: A study of situational and dispositional variables in helping behaviour». Journal of Personality and Social Psychology, 27, 100-108.

Фото отсюда.


О бровях

Лицо человека без бровейКто эти люди слева на фото? Узнаете ли вы их? Если кликнуть по картинке, откроются неотредактированные фото этих людей. Статья, опубликованная еще в 2003 году (Sadr, Jarudi, & Sinha), проливает свет на то, зачем нам нужны брови. Мы все слышали, что их роль —  задерживать и перенаправлять струйки пота со лба, чтобы он не попал в глаза. По мнению ученых – брови очень важны в распознании лица. Многочисленные исследования показали, что глаза и рот являются очень важными признаками для идентификации лица человека и выражаемых им Лицо женщины без бровейэмоций. Но бровям уделялось мало внимания, и зря. Сегодня можно утверждать, что брови для этих целей не менее важны, чем глаза. Фактически, даже чуть важнее.

Участников эксперимента просили идентифицировать 50 известных лиц, включая бывшего президента США Ричарда Никсона и актрису Вайнону Райдер. Фото показывали либо без бровей, либо без глаз. Когда известные люди показывались без глаз, распознавание было успешным в 60% случаях, а без бровей – только в 46% случаях.

Изображения, использованные в эксперименте (Sadr, Jarudi, & Sinha, 2003)

Изображения, использованные в эксперименте (Sadr, Jarudi, & Sinha, 2003)

Брови хорошо выдают эмоции, полагают авторы исследований, и поэтому они важны. Одна поднятая бровь – знак скептицизма или недоумения, обе поднятые брови сигнализируют  удивление или страх, нахмуренные – огорчение или гнев. Густота бровей, их форма и цвет волос сообщают нам о возрасте их обладателя, дают немного информации о его здоровье, и социальном статусе.

Sadr, J., Jarudi, I., & Sinha, P. (2003). The role of eyebrows in face recognition. Perception, 32(3), 285-293.

А вот еще:
Anne Hathaway


Секретная жизнь местоимений

James W. Pennebaker, The Secret Life of Pronouns. What Our Words Say About UsВышла книга замечательного психолога Джеймса У. Пеннебэйкера (James W. Pennebaker), The Secret Life of Pronouns. What Our Words Say About Us, чьи исследования очень интересны. Он, с коллегами, в частности, разработал метод Linguistic Inquiry and Word Count, или LIWC, который в чем-то был хорош, но в чем-то — недостаточно точен, и поэтому они стали использовать Латентный Семантический Анализ (Latent Semantic Analysis), который позволял очень многое узнать о человеке, по сочинению на заданные темы. Интересно, что фокус его исследований в последние годы сконцентрировался на местоимениях, отнюдь не случайно. 19 местоимений в английском языке занимают всего 0.06% разговорного словаря человека, но составляют 14.9% от общего количества используемых слов. Способ использования человеком местоимений может предсказать состояние его здоровья. И не только это, но и надвигающуюся депрессию, и склонность к самоубийству. Так, он с коллегами исследовал творчество многих поэтов, и смотрел, как меняется их язык со временем, чем отличается язык поэтов со склонностью к самоубийству от поэтов без такой склонности. Поэты, которые покончили с собой, использовали больше местоимения “я” чем другие поэты. Кроме этого, наш разговор или то, что мы пишем, выдает наш пол и возраст, честны ли мы и каково наше социальное положение.

James W. PennebakerПеннебэйкер – соавтор известного исследования, опровергающего миф о том, что женщины говорят больше чем мужчины. Базировался миф на каких-то старых или вымышленных данных (и вы еще вполне можете услышать это от всяких тренеров по искусству общения), о том, что женщины говорят около 20,000 слов в день, а мужчины – всего лишь 7,000 слов. Очень остроумное исследование показало, что и те и другие говорят порядка 16,000 слов в день (Mehl et al., 2007). Мужчины и женщины действительно говорят по-разному. Женщины больше говорят про других людей, а мужчины говорят больше о конкретных объектах.

Пеннебэйкер раздражает лингвистов тем, что контекст его совершенно не интересует, а лишь предлоги, частицы и местоимения. Но он пришел к этому закономерным образом. Его подход называют поверхностным, и он соглашается – конечно, можно увидеть глубинные вещи, просто внимательно глядя на поверхность.

Пеннебэйкер анализует и емейлы. Во что выяснилось: человек с более высоким статусом использует в переписке с другими меньше слов “я”  чем люди с низким статусом. Он изучил и свою переписку. И она опровергла его представления о себе: когда ему писали студенты, их письма были просто завалены “я”, “мне”, “мое” и в том же духе. Его ответы студентам едва содержали хоть одно местоимение. Его письма декану — просто салат из местоимений “я”,  ответы декана – без единого “я” (Cook, 2011).

Cook, G. (2011). The Secret Language Code. Scientific American. August 16, 2011. http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=the-secret-language-code

Mehl, M. R., Vazire, S., Ramírez-Esparza, N., Slatcher, R. B., & Pennebaker, J. W. (2007). Are women really more talkative than men? Science, 317(5834), 82.


Сила витаминок

Сигарета, кофе и таблеткиТайваньские психологи провели интригующие эксперименты (Chiou etal., 2011). В первом эксперименте участвовали 74 курильщиков, во втором – другие 80 курильщиков, которым давали таблетки для ежедневного приема, для проведения якобы теста влияния еды на здоровье.  Половина курильщиков, получив таблетку, узнавали, что эта таблетка – на самом деле инертное вещество, плацебо, и ни пользы, ни вреда от нее не будет. Второй половине давали такую же таблетку, но говорили, что это витамин С (во втором эксперименте – что это мультивитамин). Всегда, повторюсь, использовалась одни и те же инертные таблетки.

У участников, до начала и после эксперимента, выяснились, с помощью опросника, степень их неуязвимости, и отношение к витаминам. Зависимой переменой, главной составляющей экспериментального дизайна, являлось количество выкуриваемых сигарет в день.

Вот что выяснилось: те, кто думали, что принимают витамины, стали курить больше (почтив два раза больше в некоторых случаях!). А стали они это делать в результате эффекта “лицензии на плохие дела”, о котором я уже писал (Лицензия на гадкие дела). Суть эффекта заключается в том, что сделав доброе дело, мы как бы оправдываем или лицензируем себя на совершение и не очень хороших дел, балансируя наши деяния. Второй эксперимент показал, что чем позитивнее люди относились к витаминам, тем более склонны они были к этому эффекту, и, как результат, курили больше тех, кто спокойно воспринимал прием витаминов.

Прямые выводы: Витамины могут создавать иллюзию неуязвимости, говорят исследователи, понижая самоконтроль над курением. Но зачем так узко мыслить, если можно представить себе такое: Вышел человек на пробежку утром, спас по пути птенца, вернулся домой, поел органическую вегетарианскую еду, закинулся витаминами, и поехал на работу на Приусе. Приезжает к себе в Пентагон и чувствует, что слишком много добрых дел он уже наделал, и для баланса зла и добра подписывает приказ о бомбежках другой страны. Восстановил баланс – и опять тянет его к доброму.

Chiou, W.-B., Wan, C.-S., Wu, W.-H., & Lee, K.-T. (2011). A randomized experiment to examine unintended consequences of dietary supplement use among daily smokers: taking supplements reduces self-regulation of smoking. Addiction, Article first published online: 2 Aug 2011. DOI: 10.1111/j.1360-0443.2011.03545.x.


Опять о мытье рук

Мытье рукПросто психологический Мойдодыр какой-то: я уже писал о том, какой эффект производит на нас мытье рук: Мойте руки!Теперь, моя руки, вы будете знать…, и Реальность метафор, и вот снова!

В серии экспериментов психологи (Xu, Zwick,  & Schwarz, 2011) напоминали или создавали эпизоды везения и невезения у студентов. Это, кстати, было не особо важно, вспоминали ли люди о своем везении/невезении или реально переживали его. Так вот, те, кому не везло, после мытья рук, были более готовы рискнуть снова, по сравнению с теми, кто рук не мыл. И обратный эффект с теми, кому везло – после мытья рук желание рисковать снова уменьшилось, по сравнению с теми, кто рук не мыл. Физическое очищение опять показало прямой психологический эффект – водой можно смыть не только следы прошлого, но и следы удачи, и невезения.

Хотелось бы сказать, что если вам улыбнулась удача – не смывайте ее, но мытье только определит ваше последующее поведение – будете вы дальше испытывать удачу или нет. А вот если невезение просто обрушилось на вас со всех сторон, и обезоруживает вас, тогда действительно стоит его смыть.

Xu, A. J., Zwick, R., & Schwarz, N. (2011). Washing away your (good or bad) luck: Physical cleansing affects risk-taking behavior. Journal of Experimental Psychology. Doi: 10.1037/a0023997.


И правая рука твоя не ведает, что делает левая

Euro монетыМотивация обычно определяется как движущая сила желания добиться цели. В 2007 году группа ученых из Франции установила (Pessiglione et al., 2007), что мотивация может быть подсознательной и неосознаваемой, и тем не менее, быть сильной. Сегодня мы рассмотрим эксперимент, который продолжил эту находку. Вопрос, который они поставили, — а может она быть еще и субперсональной – то есть, присутствовать только в части нашего мозга?

Сначала исследователи измерили, как сильно могут сжать кистевой эспандер участники эксперимента. Затем люди видели на экране компьютера только в одном (левом или правом) поле зрения либо монетку в один цент, либо в один евро. Монетка показывалась лишь на очень короткое время, ниже порога сознательного восприятия. После этого им надо было сжимать эспандер опять – от того, насколько сильно они его сжимали, зависел выигрыш части номинала монеты.

Каждый участник эксперимента попробовал все возможные комбинации рук и глаз – сжатие, например, правой рукой, когда монета в левом зрительном поле, или в правом, и так далее. Люди не могли знать наверняка, что за монетку они видели – 17 миллисекунд  — весьма короткое время, чтобы это увидеть сознательно. Однако, они сжимали эспандер сильнее, когда видели одно евро, если видели ее в том же зрительном поле, что и рука – то есть видели справа, жали правой – видели слева – жали левой.

Мотивационный эффект присутствовал только при стимуляции одного полушария. Левый глаз стимулирует правое полушарие, а оно, в свою очередь, управляет левой рукой. Таким образом, еще раз было показано, что мотивация может быть подсознательной, а кроме того – еще и субперсональной – то есть, может присутствовать только в части человека. То есть нас движет что-то, о чем мы не знаем, и кроме этого, правая рука не знает, что делает (и хочет) левая.

Pessiglione, M., Schmidt, L., Draganski, B., Kalisch, R., Lau, H., Dolan, R.J., & Frith, C.D. (2007). How the brain translates money into force: A neuroimaging study of subliminal motivation. Science, 316, 904–906.

Schmidt, L., Palminteri, S., Lafargue, G., & Pessiglione, M. (2010). Splitting motivation. Psychological Science, 21(7), 977-983.


Хотите узнать, кто вы – смотрите на тех, кто сидит рядом

зал ожидания в аэропортеПсихологи (Mackinnon, Jordan, & Wilson, 2011) из Университета Уилфрид Лурье (Wilfrid Laurier University), в Ватерлоо, Канада, задались вопросом, насколько “рыбак рыбака видит издалека”. Оказалось, что, действительно, люди предпочитают садиться рядом с похожими на них людьми. В первом эксперименте предпочтение отдавалось двум различимым и видимым признакам – очкам и полу. Второй эксперимент усложнил задачу, добавив расу, длину и цвет волос, и показал, что люди предпочитают следовать физическому сходству, нежели более широким социальным категориям.

Таким образом, если вы бессознательно сели ближе к кому-то, например, в аэропорту (не потому, что это было единственное место, а вам нестерпимо хотелось присесть) – то посмотрите, что это за люди, и почему вы похожи на них. И конечно, посмотрите на тех, кто садится ближе к вам, а не к другому человеку при наличии выбора. Вы можете увидеть себя гораздо точнее, чем в зеркале – именно так, как нас видят другие. И все же — почему мы стремимся быть ближе к похожим на нас? Одну из возможных версий мы посмотрим в следующий раз.

Mackinnon, S. P., Jordan, C. H., & Wilson, A. E. (2011). Birds of a feather sit together: Physical similarity predicts seating choice. Personality and Social Psychology Bulletin, 37(7), 879-892.