Я писал про аналогичную шапочку тут. И вот нашлась мастерица, которая их вяжет.
Делает их Annabananna из Австралии, и купить шапочку можно здесь за 65 долларов, без учета доставки.
Category Archives: Мозг
Наш мозг легко отличает хорошую музыку от плохой
Наш мозг по-разному обрабатывает и отличает гармоничную приятную музыку от дисгармоничной и неприятной. Приятная музыка, в отличие от неприятной, ассоциируется с увеличением фронтально-срединной тета активностью.
Вы можете рассматривать более «горячие», красного цвета зоны как зоны повышенной как эмоциональности, так и внимания. Эмоционально приятный стимул, в данном случае, музыка, автоматически привлекает внимание. Вероятно, слушатель вовлекает больше ресурсов в приятную для мозга деятельность. С другой стороны, неприятная для слуха музыка вызывает поведение ухода.
Приятная музыка вызывает большую вовлеченность ACC (Anterior cingulate cortex), а этот регион мозга является частью лимбической системы и участвует в обработке эмоций, внимания, автономного контроля и моторного контроля. Иными словами, это увеличивает активность моторной коры, что вызывает большую мотивацию совершить моторные движения. А это может принять любую форму, нам ведь не случайно нам хочется двигаться под хорошую музыку. Или даже похмыкать, подпеть, посвистеть, похлопать по коленкам, постукивать пальцами, покачать ногой.
И если вы заметите, что вы подпеваете себе под нос или подтанцовываете под какую-то музыку, даже если это лепс или стасмихайлов – вероятно, их музыка гармонична и приятна вашему мозгу.
Sammler, D. (2007). Music and emotion: Electrophysiological correlates of the processing of pleasant and unpleasant music. Psychophysiology, 44(2), 293-304.
Ganzfeld. Часть первая
Видел недавно эту картинку, и решил написать про это дело, а то просто какой-то белый полярный пушистый зверек. Звучит так, словно метод назван в честь какого-то человека с фамилией Ганцфельд, а это просто существительное, которое пишется в немецком языке с большой буквы. Ganzfeld, в переводе с немецкого, – цельное поле. Термин означает экспозицию неструктурированного, единообразного поля, которое вызывает псевдогаллюцинаторное восприятие и, в некоторых случаях, функциональные изменения.
Ганцфельдом называют и эксперимент, при котором создается однородное и монотонное мультимодальное воздействие на мозг. Это приводит к тому, что мозг перестает него реагировать и начинает развлекать себя сам. Мы будем действовать на две модальность – зрение и слух.
Попробовать, что это такое, сравнительно просто. Вам понадобится шарик от пинг-понга. На многих шариках стоят печати и логотипы. Если есть возможность, купите сразу такой, где этого минимально, или находится рядом со швом. Аккуратно разрежьте шарик пополам, пользуясь чем-то очень острым. Хорошо подходит нож для бумаги. Резать надо вдоль и рядом со швом. Делая уже не первую пару очков для ганцфильда, я заметил, что свежий шарик режется гораздо лучше старого, пожелтевшего.
Получив две половинки, их надо обработать, придав им анатомическую форму. Для этого надо вырезать по сторонам углубления, плавно и примеривая периодически. Попробуйте положить половинку на глаза – вам надо создать такую форму, чтобы глаз, будучи открытым, не видел ничего кроме молочной поверхности шарика, особенно по краям. Целлулоид хорошо поддается обработке напильником. В результате у вас должны получиться такие вот две половинки, как на фотографии.
Теперь нам понадобится запись с белым шумом. Однако некоторых людей он раздражает. В таких случаях надо использовать розовый шум. Есть много мест в интернете, где взять белый или розовый шум и методов, как его создать. Ну, например, вот розовый шум на 10 минут.
Можно использовать и другие монотонные, повторяющиеся звуки – дождя, прибоя, водопада, ручья и прочего в таком же духе.
Теперь вы можете выбрать место, где не шумно, равномерно освещено, и где вас не потревожат. Вы можете лечь или сесть в удобное кресло, и настроить звук в своих наушниках. Расположиться нужно так, что когда вы закрываете очками свои глаза, то свет был бы равномерный.
Глаза должны быть открыты во время эксперимента. В этом и состоит суть. Такие очки создают практически совершенное гомогенное визуальное поле, закрывая контуры зрительного восприятия.
Варианты освещения – в метре или около того, включить лампу красного цвета, для создания красного ганзфильда. Очень эффектно, и некоторые считают, что красный цвет работает лучше всего.
Начните с 10 минут. Не ожидайте чего-то сверхъестественного, ибо галлюцинаций у вас точно не будет. Если вы что-то увидите, то формально это будет называться псевдогаллюцинация, потому что вы знаете, что вы занимаетесь ее производством. Если использовать риторику пресловутого кастанедовского дона хуана, увидите вы то, что вы готовы увидеть…
На этом я хотел бы закончить первую часть, потому что дальше будет интересно и познавательно только для тех, кто пробовал.
Пища для мозга. Еще про голубику и клубнику. И тутовник.
Предыдущие статьи из серии: Клубника, Кофе, Карри, Голубика.
Опять про ягоды заставила написать свежая статья из апрельского номера журнала Annals of Neurology. Статья — об исследовании, основанном на самом многочисленном и долговременном наблюдении за людьми, так называем, исследовании медсестер (Nurses’ Study). Кратко можно сказать, что это наблюдение за различными показателями здоровья более чем 100,000 женщинами разного возраста вот уже на протяжении более 30 лет. Главная цель исследования – определить влияние образа жизни, в том числе, питания, на состояние здоровья.
В данном случае экспериментаторы исследовали более чем 16,000 людей из Nurses’ Study на протяжении длительного периода времени. Экспериментаторы, собирая данные о питании, проводили тестирование памяти, в общей сложности три раза (Devore et al., 2012). И вот что выяснилось:
Женщины, употреблявшие 1-2 порции ягод в неделю, в течение 20 и более лет, показывали, согласно тестам по проверке памяти, состояие мозга на 2,5 года моложе, чем те, кто не ел ягоды или ел их очень мало. Порция составляла 118 миллилитров, то есть полстакана. Голубика и клубника богаты антоцианидами. Эти флавоноиды снижают воспалительные процессы в мозге и борются с оксидативным стрессом, как полагают ученые.
Пользуясь случаем, хотелось бы сказать и о шелковице (тутовнике, тутовой ягоде). В детстве у меня рядом с домом стояло шикарное тутовое дерево, и летом мы часто зависали на нем. Идеальное дерево для мальчишек — чрезвычайно удобно для лазания и вкусные ягоды под рукой. Не знаю, как сейчас обстоят дела с шелковицей – давненько не видел. Так вот, эта ягода также богата антоцианидам, и для мозга полезна не меньше голубики. Кроме того, в тутовой ягоде есть еще один прекрасный флавоноид под названием морин (morin). Есть исследования, что морин убивает раковые клетки и защищает почки от воздействия алкоголя, а также предохраняет нейроны и глиальные клетки. В исследовании, опубликованном в журнале Glia, ученые обнаружили, что свободные радикалы причиняют гораздо меньше вреда глиальным клеткам, когда те находятся под защитой моринов (Ibarretxe et al., 2006).
Devore, E. E., Kang, J. H., Breteler, M. M. B., & Grodstein, F. (2012). Dietary intakes of berries and flavonoids in relation to cognitive decline. Annals of Neurology, Article first published online: 25 April 2012. DOI: 10.1002/ana.23594.
Ibarretxe, G., Sánchez-Gómez, M. V., Campos-Esparza, M. R., Alberdi, E., & Matute, C. (2006). Differential oxidative stress in oligodendrocytes and neurons after excitotoxic insults and protection by natural polyphenols. Glia, 53(2), 201-211.
Загадка Шеффилда
Мы продолжаем серию статей, посвященных влиянию цвета на поведение человека. Наука знает не так уж и много, и, в основном, больше про красный цвет. Вот и эта статья опять про него.
Продолжая разговор о причинах, почему красный цвет так влиятелен, приведем еще пару замечаний. Так, в орнитологии была обнаружена сильная корреляция между красным цветом оперения птиц и их доминированием и владением ресурсами (Pryke & Griffith, 2006). В стычках приматов, самец, у которого краснеет кожа (за счет расширения периферического сосудов) является более агрессивным, чем самец, у которого кожа бледнеет (Montoya, Campos, & Schandry, 2005). Таким образом, можно объяснить восприятие красного цвета как доминирующего, в ситуациях конкурентной борьбы, частным проявлением которой является спорт.
Группа ученых (Attrill et al., 2008), уже известная нам по изучению красной формы в бойцовских видах спорта, взяла архивные данные английского футбола, с 1946 по 2003 год. Они отфильтровали по особым критериям матчи и создали список, в который вошли 68 команд. Им пришлось использовать разные фильтры, в виду того, что команды, как вы знаете, имеют, как минимум, два вида формы – одну для игры дома, и другую – для игры в гостях. И как вы знаете, игры дома и в гостях – две очень разные игры (я об этом как-то писал: Что мы не знаем о футболе). Кроме того, например, обнаружилось, что команды, играющие в красной форме в главном дивизионе, как правило, из больших городов, имея, таким образом, пропорционально больше ресурсов и денег, чем у команд из небольших городков.
На графике вы видите – пропорцию команд с тем или иным цветом и число команд — победителей Премьер лиги английского футбола, за 57 послевоенных лет.
А вот еще несколько графиков из исследования, наслаждайтесь.
Все команды, из любых городов, у которых красная форма, с 1946 года, были более успешными команд в форме других цветов, за исключением Шеффилда.
Ученые опять выдвигают эволюционные объяснения, добавляя различные вариации, например, что люди в красных майках могут выглядеть более привлекательными, в том числе, для болельщиков и спонсоров. Это справедливо, потому что красный цвет делает нас более привлекательными: Что надеть на свидание и что из этого может получиться. Это вызывает цепную реакцию прибавления денег к деньгам – выигравшая команда притягивает инвесторов, ресурсы и от этого играет еще лучше, купаясь в лучах славы и позитивной обратной связи. Тогда, полагают исследователи, можно инвестировать в команду с любым цветом, и, в течение какого-то времени, влияние цвета будет нивелировано массой денег. Абрамович тоже так думает, наверняка. Только вот футбольный клуб Шеффилда – самый старейший клуб в мире, основан в 1857.
Есть еще один вид объяснений – эксперименты показали, что когда мы смотрим на красный цвет, наши когнитивные функции ухудшаются (Elliot, Maier, Moller, Friedman, & Meinhardt, 2007). Об этом стоит поговорить отдельно, как-нибудь в другой раз.
Таким образом, даже в командных видах спорта, преимущества красного цвета перед другими цветами очевидны. Только если вы не из Шеффилда, разумеется.
Attrill, M.J., Gresty, K.A., Hill, R.A. & Barton, R.A. (2008) Red shirt colour is associated with long-term team success in English football. Journal of Sports Science, 26: 577-582.
Elliot, A. J., Maier, M. A., Moller, A. C., Friedman, R., & Meinhardt, J. (2007). Color and psychological functioning: The effect of red on performance attainment. Journal of Experimental Psychology: General, 136, 154–168.
Montoya, P., Campos, J. J., & Schandry, R. (2005). See red? Turn pale? Unveiling emotions through cardiovascular and hemodynamic changes. Spanish Journal of Psychology, 8, 79–85.
Pryke, S. R., & Griffith, S. C. (2006). Red dominates black: Agonistic signaling among head morphs in the colour polymorphic Gouldian finch. Proceedings of the Royal Society of London B, 273, 949–957.
Красные фишки
Мы продолжаем говорить о влиянии цвета на поведение человека. Предыдущие заметки: Что надеть на свидание и что из этого может получиться, Секретное оружие учителей, Цвет весны, расцвета и креативности.
Голландские психологи из Университета Амстердама сделали любопытное исследование: красный цвет, по их гипотезе, служит сигналом доминирования, влияя на всех участников, которые его воспринимают (Ten Velden et al., 2012). Экспериментаторы использовали упрощенную игру в покер, где игроки использовали фишки белого, синего и красного цветов, причем цвет фишек объективно не был связан ни с их ценностью, ни с опытом игроков. Каждый участник играл по компьютеру с другим оппонентом, как он думал, в реальности же, с компьютерной программой, специально настроенной, в соответствии с дизайном эксперимента.
На графике показано, как решали поступить игроки, если их противник играл белыми, синими или красными фишками.
И вот два основных вывода:
1) игроки, которые использовали красные фишки, казались другим как вызывающие и наглые, и это приводило к большему числу сбрасываний у их противников.
2) игроки, которые сами использовали красные фишки, чувствовали себя доминирующими в игре, что увеличивало их азарт и конкурентоспособность.
Завтра мы посмотрим, где еще, кроме покера, это работает, и я уверен, вы будете удивлены не меньше, чем я.
Ten Velden, F. S., Baas, M., Shalvi, S., Preenen, P. T. Y., & De Dreu, C. K. W. (2012). In competitive interaction displays of red increase actors’ competitive approach and perceivers’ withdrawal. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.04.004]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 17 April 2012.
Нейронаука и искусство
Интересная публичная лекция. Тут вы увидите демонстрацию того, как делать иллюзию искусственной руки (замечательный фокус для вечеринок!), про причины внетелесных переживаний, и о том, как их можно создавать в лабораторных условиях. И про то, как еще можно создавать автопортреты.
Фото вверху — Piyesthuerio. Работа Gigi Janchang с сайта художницы.